Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

предвечным Господом, пребывающем в Своей обители Голоке совместно с Радхой, кто есть олицетворение экстатического блаженства, и все артистические качества, во всех шестидесяти четырех проявлениях, нашли свое вечное воплощение в Ней, как нашли воплощение в близком Ее окружении экспансии духовного тела Ее (сакхи), пронизанные и оживленные вечным блаженством духовной расы Его”. (Брахма-самхита, 5.37)

Слово раса означает “вкус”, или “нектар”. Нам нравится вкус конфет, леденцов, потому что это доставляет нам удовольствие. Человек старается извлечь удовольствие, испытывая тот или иной вкус; эти поиски приводят его и к сексу.  Тот вкус, в поисках которого человек пребывает, есть ади-вкус, изначальный вкус. Он отличен от тех удовольствий, которыми мы пытаемся наслаждаться на материальном уровне. Материальные удовольствия имеют начало и конец. Вы пробуете леденец и получаете удовольствие. “О, как хорошо”, - говорите вы. Но удовольствие вскоре закончится и, чтобы продлить его, вам надо будет положить на язык следующий леденец. Вкус материальных удовольствий не бесконечен; истинный же вкус, который принадлежит духовному миру, не знает конца. Духовный вкус не кончается, он - вечно-нарастающий, и забыть его невозможно. Анандамбудхи-вардханам. “Этот вкус вечно-нарастающий”, - говорит Чайтанья Махапрабху. Духовный вкус можно сравнить с океаном, столь он велик. Тихий океан может бушевать и реветь в шторм, но он не выходит из берегов. По воле Бога океан всегда остается в пределах своих берегов, ибо, если он выйдет из них - будет хаос. Господь Чайтанья Махапрабху говорит, что есть другой океан - океан трансцендентного блаженства, который все время нарастает.  Анандамбудхи-вардханам пратипадам пурнамртасваданам/сарватма-снапанам парам виджайате шри-кршна-санкиртанам. Воспеванием Харе Кришна потенция блаженства беспрестанно возрастает.

Тот, кто осознал Шри Кришну, всегда пребывает во Вриндаване, на Вайкунтхе.  Хотя может показаться, что такой преданный проживает в каком-то определенном месте, совершенно далеком от Вриндавана, тем не менее он - во Вриндаване, ибо он осознал присутствие Кришны всюду, даже в мельчайшем атоме. Верховный Господь больше наибольшего и меньше наименьшего. Стоит нам развить наше сознание Кришны и утвердиться в нем, и мы всегда будем видеть Кришну, не теряя Его из виду ни на мгновение, и блаженство наше будет вечно возрастать. Это и есть путь истинной йоги, бхакти-йоги, как объяснил ее в “Бхагавад-гите” Сам Господь Шри Кришна.

Глава вторая

Обретение власти над умом и чувствами

йам саннйасам ити прахур

йогам там виддхи пандава

на хй асаннйаста-санкалпо

йоги бхавати кашчана

“Йога, или возрождение связи с Верховным Господом, есть не что иное, как путь самоотречения, ибо невозможно стать йогом, не отказавшись от желания потворствовать чувствам”. (Б.-г., 6.2)

В данном стихе раскрывается истинное назначение практики йоги. Само слово йога в переводе означает “воссоединение”. По своей природе мы являемся неотъемлемыми частицами Господа, однако в нынешнем обусловленном состоянии мы “оторваны” от Него, ибо позабыли о своей вечной связи с Верховной Личностью Бога. В результате такого забвения мы утратили интерес не только к постижению Самого Господа и наших взаимоотношений с Ним, но и к любым разговорам на эту тему, и даже склонны расценивать их как напрасную трату времени. Церковь, храм Сознания Кришны - это те места, где говорят о Боге, но люди, в большинстве своем, не проявляют интереса к этой теме, считая подобные разговоры потерей времени, своего рода блажью под вывеской духовного развития. Они считают, что это время лучше использовать на заработки или на развлечения где-нибудь в ночном клубе или ресторане.

Итак, стремление к чувственному наслаждению препятствует постижению Бога и потому, как сказано в данном стихе, человек никогда не сможет стать йогом, не отказавшись от желания потворствовать своим чувствам. Тому, кто не избавился от желания доставлять наслаждение собственным чувствам, навсегда закрыт путь йоги. Невозможно достичь успеха в практике ни одной из систем йоги, не отказавшись от поисков чувственных удовольствий; попытки погрузиться в медитацию ни к чему не приведут, если человек продолжает удовлетворять собственные чувства, ибо заниматься такой противоречивой деятельностью - все равно, что пытаться построить дом на песке; все попытки будут обречены. Йога - это прежде всего