Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

есть место всем видам деятельности, но все они одухотворяются. Прекращение материальной деятельности не есть “погружение в пустоту”. Такие представления - не более чем вымысел. В творении Бога нет пустоты. Я не есть пустота; я - духовная душа. Если бы мое “я” было “ничем”, как бы развилось мое тело? Как же можно говорить о какой-то “пустоте”?  Семя, брошенное в землю, прорастает в росток, который, развиваясь, превращается в дерево или другое растение. Подобно этому, семя, вложенное отцом в лоно матери, развивается в плод. Где же здесь пустота? В Четырнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (14.4) Господь Шри Кришна говорит:

сарва-йонишу каунтейа

муртайах самбхаванти йах

тасам брахма махад йонир

ахам биджа-прадах пита

“Следует понять, о сын Кунти, что все виды жизни происходят из чрева материальной природы, и что Я - дающий семя отец”.

Семя изначально исходит от Кришны; помещенное во чрево материальной природы, оно развивается и дает начало всему многообразию видов живых существ. Кто осмелится отрицать этот факт? Если бы семя жизни было “ничем”, пустотой, как бы из него развилось ваше собственное тело?

В действительности нирвана - это состояние, когда живое существо освобождается от навязывания ему материального тела. Это вовсе не значит, что тот, кто стремится достичь состояния нирваны, пытается превратить свое нынешнее тело в ничто. В некотором смысле это так и есть, ибо наше нынешнее материальное тело, напичканное страданиями, действительно исчезает, заменяясь телом духовным. Обрести духовное тело - значит войти в обитель Бога.  Описание этого духовного царства приведено в Пятнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (15.6):

на тад бхасайате сурйо

са шашанко на паваках

йад гатва на нивартанте

тад дхама парамам мама

“Эта Моя обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством. Тот, кто достигает ее, никогда не возвращается в материальный мир”.

Итак, в творении Господа нигде нет пустоты. Все планеты духовного неба озарены собственным светом, как и солнце. Все творение Господа есть Его царство, но духовное небо и духовные планеты, парящие в нем, являются парам дхамой, высшей обителью. Как сказано в данном стихе, в парам дхаме нет необходимости ни в солнечном свете, ни в лунном свете, ни в электрическом освещении. В пределах материальной вселенной мы нигде не найдем подобной обители. Даже если мы будем со скоростью света путешествовать в своих космических кораблях по всей вселенной, мы не сможем отыскать в ней такое место, в которое не проникал бы солнечный свет. Солнечный свет пронизывает всю материальную вселенную, следовательно, та обитель, где нет солнечного света, лунного света или электричества, находится вне пределов материального неба. За пределами этого материального неба простирается небо духовное. В действительности мы ничего не знаем даже о материальном мире, о том, как он создается; как же мы можем узнать что-либо о мире духовном, который находится далеко за пределами этой материальной вселенной? Получить знание о духовном царстве, высшей обители Кришны, можно только от Самого Кришны; только внимая Господу Шри Кришне, сможем мы избавиться от невежества.

“Бхагавад-гита” дает нам знание о духовном мире. Мы не можем постичь то, что лежит за пределами нашей способности к познанию. Наделенные несовершенными чувствами, мы не способны с помощью собственных усилий проникнуть в суть вещей.  И потому мы должны слушать и принимать. Как бы, к примеру, мы узнали, кто наш отец, если бы отказались верить словам матери? Наша мать говорит: “Вот твой отец”, и нам приходится принимать ее слова; мы не можем получить это знание статистическим или экспериментальным способом, мы должны принять авторитет матери. Аналогично этому, если мы хотим получить знание о духовном небе, о духовном царстве Бога, мы должны принять авторитет матери, авторитет Вед, и смиренно, с верой, внимать ее словам. Веды называют веда-мата, или мать Веды, потому что ведические писания, словно мать, дают нам знание, которое мы не можем получить никаким другим способом. Чтобы обрести знание, мы должны иметь веру и внимать с верой. Другого способа обрести трансцендентное знание просто не существует; бесполезно экспериментировать, доверяя несовершенным чувствам.

Как со всей определенностью говорит в Шестой главе “Бхагавад-гиты” об этом Сам Господь (шантим нирвана-парамам матсамстхам адхигаччхати), совершенный йог, достигший высокого уровня совершенства в науке осознания Господа Кришны, обретает умиротворение и в конечном счете достигает Его высшей обители. Эта обитель