Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Кришны удалось осознать Кришну. Невозможно постичь Кришну, накапливая академический багаж знаний; только милостью Кришны человек может обрести способность к осознанию Кришны. Удостоившись милости Кришны, мы обретаем способность видеть Его, говорить с Ним; все, что пожелаем. Кришна не есть пустота; Кришна - личность, Верховная Личность, и мы можем иметь с Ним свои взаимоотношения. Таково утверждение Вед. Нитйо нитйанам четанаш четанам: мы - вечно существующие личности, а Бог есть высшая вечно существующая личность. Мы - вечные существа, а Бог - верховное вечное существо среди всех остальных существ. В нашем нынешнем состоянии мы заключены в темницу материального тела, и потому вынуждены рождаться и умирать. Однако в действительности мы не имеем никакого отношения к рождению и смерти, ибо по природе являемся вечными духовными душами. Мы переселяемся из одного тела в другое из-за наших желаний и действий. Это объясняется во Второй главе “Бхагавад-гиты” (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин

найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато 'йам пурано

на ханйате ханйамане шарире

“Душа никогда не рождается и не умирает. Она никогда не возникала и никогда не прекратит своего существования. Она - нерожденная, вечная, всегда существующая, неумирающая и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело”.

Бог вечный, и мы также вечные. Восстановив свои вечные взаимоотношения с Верховным Господом, верховным вечным и совершенным существом, мы осознаем свою вечную природу. Нитйо нитйанам четанаш четанам. Бог - верховное живое существо среди всех живых существ, верховное вечное существо среди всех остальных вечных существ. Развивая свое сознание Кришны, очищая чувства, мы приходим к постижению этого знания и обретаем способность видеть Бога.

Человек, сознающий Кришну, милостью Кришны постигает знание на практике, ибо получает удовлетворение, занимаясь чистым преданным служением. Применяя знание на практике, человек достигает совершенства. Силой трансцендентного знания человек сохраняет твердость в убеждениях, тогда как академические познания бессильны наделить человека твердой верой, и потому кажущиеся противоречия легко сбивают его с толку, ввергая в пучину сомнений. Только тот, кто осознал свою духовную природу, обретает способность сохранять уравновешенность ума в любых обстоятельствах, ибо он вручил себя Кришне. Его положение трансцендентно, ибо он не оскверняет свой ум мирским образом мышления. Он равнодушен к скудному блеску академических познаний и не испытывает влечения к бесплодным философским рассуждениям.

Даже неграмотный человек способен постичь Бога, если он просто занимается трансцендентным любовным служением Господу в смиренном состоянии духа. Бог вне двойственности материального мира; Он - высший дух, и процесс постижения Бога также лежит за пределами материальных условностей. Человек может обрести славу выдающегося ученого, но его мирская ученость будет бессильна наделить его способностью к постижению Бога. Не следует думать, что бедность лишает человека возможности познать Бога, как и не следует думать, что богатство открывает человеку путь к постижению Бога. Бога может постичь даже человек, не имеющий никакого образования, тогда как тот, кто получил высокое образование, может так и не приблизиться к постижению Бога. Постижение Бога - процесс трансцендентный; как и Сам Бог, он вне условностей (апратихата).

В “Шримад-Бхагаватам” (1.2.6) сказано:

са ваи пумсам паро дхармо

йато бхактир адхокшадже

ахаитуки апратихата

йайатма супрасидати

“Высшим занятием (дхармой) для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным”.

Критерием религии служит ее способность развить в человеке любовь к Богу. Именно по этому качеству определяют религию высшего порядка. Поскольку материальный мир подвластен трем гунам природы и действует под их управлением, все, что принадлежит материальному миру, в том числе и различные виды религий, могут быть классифицированы по этим трем гунам, или качествам. В нашу задачу, однако, не входит анализ и классификация всех существующих религиозных концепций; достаточно сказать, что для нас цель религии заключается в том, чтобы постичь и научиться любить Бога. Именно эта цель определяет религию высшего порядка. Религия, которая не учит любви к Богу, - бесполезна. Человек может скрупулезно следовать всем предписанным