Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

природу и потому удерживать его бесконечно долго не способен ни один йог; всепоглощающее время исчерпывает могущество йога и побеждает его самого. И потому тот, кто практикует бхакти-йогу, не прельщается мистическими способностями.

Совершая деятельность в сознании Кришны, бхакти-йог все свои действия подчиняет интересам высшего целого, не заботясь о собственной выгоде. Тот, кто обладает сознанием Кришны, не стремится удовлетворить собственные чувства; критерием успеха его деятельности служит то, насколько удовлетворен его действиями Кришна. И потому он - истинный санньяси и достигший совершенства йог.

Чистый преданный не ждет даже освобождения из цикла рождения и смерти.  Сальвационисты стараются избежать страданий повторяющихся рождений, войдисты тоже стремятся покончить с материальным существованием, растворившись в пустоте. Однако Чайтанья Махапрабху просил у Господа Кришны лишь преданного служения, которое продолжалось бы из жизни в жизнь; иначе говоря, Чайтанья Махапрабху был согласен испытывать страдания материального существования бесконечно, переселяясь, рождение за рождением, из одного тела в другое. Чего же желал Чайтанья Махапрабху? Он желал только одного - служить Богу, и это - истинное совершенство йоги.

И в духовной обители, и в материальной вселенной изначальная природа индивидуальной души неизменна. Как сказано в “Бхагавад-гите”, размеры души составляют одну десятитысячную кончика волоса. Это значит, что мы находимся на положении мельчайших частичек. Однако, поскольку дух обладает способностью к распространению и развитию, в духовной жизни мы можем развить наше духовное тело так же, как, пребывая в материальном мире, развиваем тело материальное.  Если в материальном мире это развитие и распространение духа происходит в соприкосновении с материей, то в духовном мире процесс этот всецело духовный.

На первом же занятии по “Бхагавад-гите” мы учим: “Я есть духовная душа, я - отличен от этого тела”. В материальном мире “я” и тело отличны друг от друга; “я” - это жизненная сила, душа, тогда как тело - мертвая материя. Тело в материальном мире не есть жизненная сила; материальное тело мертво, и только присутствие души, то есть жизненной силы, способно оживить эту мертвую материю. В духовном мире нет такого различия; там и душа, и тело - всецело духовны, там все - жизненная сила и нет места мертвой материи. Для наглядности представим, что духовная душа - масло, а материальное тело - вода. Масло в воде не растворяется, и потому, влив его в воду, мы получим просто смесь двух веществ, каждое из которых сохраняет свои, присущие ему свойства. Такова “смесь” души и тела в материальном мире. В духовном же мире нет такой смеси, поскольку в духовном мире все есть дух.

Имперсоналисты, видя счастье в том, чтобы оставаться на положении просто духовных частичек, не хотят обретать тело вообще, но мы, бхакти-йоги, (вайшнавы), хотим служить Кришне, а для этого нам нужны и руки, и ноги, и все прочие части тела. Каждый из нас, по сути, для того и получает тело, чтобы служить Кришне. Подобно тому, как во чреве матери мы развиваем наше материальное тело, в духовной жизни мы развиваем тело духовное.

Развивая сознание Кришны, мы развиваем наше духовное тело, одухотворяя, с помощью бхакти-йоги, то материальное тело, в котором находимся. Поместив железо в огонь, можно раскалить его до такой степени, что оно обретет свойства огня. Прикоснувшись таким раскаленным железом к какому-нибудь предмету, можно убедиться, что действие его неотлично от действия огня. Схожий процесс происходит и с нашим телом; хотя оно материально, одухотворившись сознанием Кришны, оно начинает действовать на духовном уровне. К примеру, медь - всего лишь металл, но этот металл может ударить вас электрическим током, если он в соприкосновении с электричеством.

Стоит телу одухотвориться, его деятельность на материальном уровне прекращается. Деятельность называется материальной тогда, когда она направлена на удовлетворение материальных чувств. По мере того, как материальное тело одухотворяется, материальные запросы его чувств постепенно снижаются и сводятся к нулю. Что же нужно делать для того, чтобы происходил этот процесс одухотворения тела? Железо будет действовать подобно огню лишь в том случае, если его соприкосновение с огнем длительно и постоянно. Точно так и тело; мы должны постоянно находиться в сознании Кришны, занимая наше тело духовной деятельностью. Когда мы полностью занимаем наше материальное тело духовной деятельностью, оно становится духовным.

Согласно