Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

преданный полностью погружается в любовь к Кришне. Так устанавливаются сокровенные взаимоотношения между Господом и Его преданным. Достигнув такого состояния, живое существо становится неподверженным смерти. Такой преданный никогда не забывает Личность Бога. Слияние с Кришной - это духовное самоуничтожение, и потому преданный никогда не стремится к этому. В “Брахма-самхите” (5.38) сказано:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хрдайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

“Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, чей образ всегда лицезреет преданный, ибо глаза его умащены бальзамом любви. Он созерцает Его в Его вечной форме Шьямасундары, пребывающего в сердце преданного”.

Тот, кто развил в себе такую любовь к Кришне, постоянно созерцает в своем сердце Шьямасундару, Картамешану. Господь Кришна никогда не покидает поля зрения преданного, достигшего такого уровня, а преданный никогда не забывает Кришну. Это относится и к йогу, который созерцает Господа в своем сердце в образе Параматмы. Такой йог становится чистым преданным и не может прожить и мгновения без созерцания в своем сердце Господа.

Таков истинный путь, встав на который мы можем обрести способность видеть Господа. Господь не обязан выполнять наши указания, и мы не можем потребовать от Него: “Явись передо мной и покажи мне Себя”. Нет, сначала мы должны обрести соответствующие качества. И тогда мы сможем видеть Господа всегда и везде.

сарва-бхута-стхитам йо мам

бхаджатй экатвам астхитах

сарватха вартамано 'пи

са йоги майи вартате

“Такой йог, знающий, что Я и Сверхдуша, пребывающая во всех живых существах - суть одно, поклоняется Мне и всегда остается во Мне, при всех обстоятельствах”. (Бх.-г., 6.31)

Йог, практикующий медитацию на Сверхдушу, видит в своем сердце полное проявление Кришны в форме четырехрукого Вишну, держащего раковину, диск, палицу и цветок лотоса. Образ Вишну, на который медитирует йог, является полным проявлением Кришны. Как сказано в “Брахма-самхите” (5.48):

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа

дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах

вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

“Брахмы и другие повелители материальных миров появляются из пор Маха-Вишну и существуют в продолжение одного Его выдоха. Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, ибо Маха-Вишну - часть Его полной части”.

Особенно важными в данном стихе являются слова говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами (“Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу”). Слово ади значит “изначальный”, а пурушам значит “Господь, как изначальное мужское начало, изначальный наслаждающийся”. Так кто же Говинда, чьей полной частью является Маха-Вишну? И в чем заключается функция Маха-Вишну?

В каждой вселенной есть первое, изначальное живое существо, которое именуют Брахмой. Жизнь Брахмы по продолжительности равна жизни вселенной, и эта жизнь длится лишь в течение одного дыхания (вдоха и выдоха) Маха-Вишну. Маха-Вишну возлежит на водах Причинного Океана и, когда Он делает выдох, из Его тела, словно пузыри, исходят и затем развиваются миллионы вселенных. Когда же Маха-Вишну вдыхает, все эти миллионы вселенных вновь входят в Него, и это называется процессом уничтожения. Таково, по сути, положение этих материальных вселенных - они исходят из тела Маха-Вишну, а затем вновь входят в Него.  В Девятой главе “Бхагавад-гиты” (9.7) также отмечается, что материальные вселенные находятся в проявленном состоянии в течение определенного периода времени, а затем уничтожаются.

сарва-бхутани каунтейа

пракртим йанти мамикам

калпа-кшайе пунас тани

калпадау вишрджамй ахам

“О сын Кунти, в конце эпохи каждое материальное проявление входит в Мою природу, а в начале следующей эпохи силой Своего могущества Я вновь творю их”. 

Процессы созидания, сохранения и уничтожения материального космоса полностью зависят от высшей воли Личности Бога. “В конце эпохи” значит в конце жизни Брахмы. Брахма живет сто лет, а один день Брахмы по продолжительности равен 300 000 000 наших земных лет. Ночь Брахмы длится столько же. Его месяц состоит из тридцати таких дней и ночей, а его год равен двенадцати месяцам. По прошествии сотни таких лет, когда Брахма умирает, происходит разрушение, то есть уничтожение, а это значит, что энергия, проявленная Верховным Господом, снова входит в Него. Это и есть вдох Маха-Вишну. Затем, когда возникает необходимость проявить материальный космос, он вновь проявляется по Его воле: “Я один, но распространяю