Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

нет, скорее в каждом мы должны видеть Кришну. Кришна всепроникающий; почему же мы должны видеть Его только в человеческих существах? Как сказано в “Брахма-самхите”, Он присутствует также и в атоме:

андантара-стха-параману-чайантара-стхам. Слово параману значит “атом”, и мы должны уяснить, что Кришна присутствует в каждом атоме. “Истинный йог видит Меня во всех существах, а также видит каждое существо во Мне”. Каким же образом йог видит каждое существо “во Мне”? Это становится возможным благодаря тому, что истинный йог знает, что все, что нас окружает - суть Кришна. Мы сидим на этом полу или на этом ковре, но на самом деле мы пребываем в Кришне.  Мы должны принять это как факт. Каким же образом ковер - это Кришна? Он соткан из энергии Кришны. Верховный Господь обладает разнообразными энергиями, среди которых можно различить три основные - материальную энергию, духовную энергию и пограничную энергию. Парасйа шактир вивидхаива шруйате.  Мы, живые существа, относимся к пограничной энергии, материальный мир соткан из материальной энергии, а духовный мир состоит из духовной энергии. Мы относимся к пограничной энергии в том смысле, что мы можем занимать положение либо духовное, либо материальное. Третьей альтернативы нет; либо мы становимся материалистичными, либо духовными.

Пока мы пребываем в материальном мире, мы покоимся на материальной энергии и, следовательно, мы пребываем в Кришне, поскольку энергия Кришны неотделима от Кришны. Огонь содержит в себе две энергии - тепло и свет. Тепло и свет от огня неотделимы, поэтому в некотором смысле тепло есть огонь и свет есть огонь, однако между ними существует различие. Аналогичным образом, материальная энергия также есть Кришна и, хотя мы думаем, что сидим на полу, на самом деле мы пребываем в Кришне. Поэтому сказано: “Человек, который обрел самоосознание, видит Меня всюду”. Видеть Кришну всюду значит видеть каждое живое существо, а также все сущее во взаимосвязи с Кришной. В Седьмой главе “Бхагавад-гиты” (7.8) Господь Кришна объясняет Арджуне, каким образом человек может видеть Его в разнообразных проявлениях.

расо 'хам апсу каунтейа

прабхасми шаши-сурйайох

пранавах сарва-ведешу

шабдах кхе паурушам нршу

“О сын Кунти [Арджуна], Я - вкус воды, свет солнца и луны, звук ом в ведических мантрах; Я - звук в эфире и талант в человеке”.

Воду пьют все живые существа - птицы, животные, человек. Воду используют не только для питья; она нужна для омовений, а также для того, чтобы взращивать злаки. Солдат знает цену воде; во время сражения воинов мучит жажда, и если нет возможности утолить ее, они погибают. Тому, кто однажды познакомился с философией “Бхагавад-гиты”, о Кришне напоминает даже вкус воды. А разве можем мы не пить воду хотя бы день? Видеть Кришну везде и во всем - это и есть сознание Кришны. “Я - свет солнца и луны”. Днем мы видим солнечный свет, а ночью - лунный. Как же мы можем забыть Кришну? Сознание Кришны - это путь к совершенству, встав на который мы обретаем способность видеть Кришну везде и всегда.

йо мам пашйати сарватра

сарвам ча майи пашйати

тасйахам на пранашйами

са ча ме на пранашйати

“Для того, кто видит Меня во всем, и все - во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня”. (Б.-г., 6.30)

Это есть сада тад-бхава-бхавитах: неустанное памятование о Кришне. Если наша жизнь будет построена так, чтобы всегда помнить Кришну, мы никогда не потеряем для себя Кришну и никогда не потеряемся от Него. И в этом гарантия, что в момент смерти мы отправимся к Кришне. Если мы не потеряны от Кришны, куда же еще мы можем отправиться, как не к Кришне? В Девятой главе “Бхагавад-гиты” (Б.-г., 9.31) Кришна говорит Арджуне каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати: “О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой преданный никогда не погибнет”.

Просто не теряйте из виду Кришну. Это и есть совершенство жизни. Можно забыть все остальное, но мы никогда не должны забывать Кришну. Если нам удается помнить Кришну, мы - богатейшие из людей, даже если на чей то взгляд внешне мы выглядим нищими. Несмотря на то, что Рупа Госвами и Санатана Госвами были учеными и состоятельными министрами, они приняли образ жизни странствующих нищих. В своей “Шри Сад-госвами-аштаке” (стих 4), Шриниваса Ачарья так описывает шесть Госвами:

тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччхават

бхутва дина-ганешакау карунайа каупина-кантхашритау

гопи-бхава-расамртабдхи-лахари-каллола-магнау мухур

ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау

“Я выражаю свое глубокое почтение шести