Песах Амнуэль

Люди Кода

И нет теней. И не хочется есть. И не устаешь стоять. А идти не можешь. Я знаю, что должна подойти к стене и умыть лицо из своего фонтанчика. Я знаю из какого. Но я не могу сдвинуться с места.

Дина потянула девушку за руку, это оказалось все равно, что попытаться вырвать из почвы деревце.

— Как тебя зовут? — спросила Дина.

— Яна.

— Сколько тебе лет?

— Когда меня убили, было девятнадцать.

— Тебя… убили?

— Вот, — с какой то даже гордостью сказала Яна и расстегнула две верхние пуговицы на сарафане. Под левым соском на коже кто то красным фломастером нарисовал мишень — две концентрические окружности. — Пуля попала сюда. Я ничего не успела понять. Меня будто вытолкнули, и я увидела себя сверху — я лежала и смотрела мне в глаза, и ничего уже не видела. А они даже не убежали. Постояли, поговорили друг с другом. Я смотрела сверху, и мне не было ни больно, ни страшно. А потом меня позвали, и подвели трубку, я пошла по ней — на свет, свет все приближался, и я побежала. И оказалась здесь. И все.

— Здесь живут мертвые? И почему — только женщины? Я ничего не понимаю, — пожаловалась Дина. — У меня сын остался в Ир— Ганим.

— Где это?

— В Иерусалиме. Подожди, ты сама откуда? И когда тебя… Ты ведь помнишь число.

— Конечно, — Яна улыбнулась. — Я из Кракова. А последний мой день — седьмое мая тысяча девятьсот пятьдесят девятого. От рождества Христова.

— Господи! — Дина не сумела сдержать крика. — Ты здесь уже почти сорок лет?!

— Да? Так долго?

— За что тебя…

Яна задумчиво смотрела поверх головы Дины.

— Я их обманула. Хотела все забрать себе. Думала — успею смыться. Дура была — от них не смоешься. Достали.

— Кто достал? Почему?

Яна покачала головой.

— Это — мое, — сказала она. — В этом мне нужно разобраться самой. Я не привыкла.

— И все эти женщины…

Яна внимательно огляделась по сторонам, будто впервые увидела женщин

— тех, что протягивали ладони к струям воды, и тех, что тщетно пытались дотянуться, и тех, что, подобно самой Яне, стояли, прикованные к почве силой, которая, конечно, не была силой тяжести, а чем то иным, как показалось Дине, силой морального запрета, например.

— У каждой свое, — сказала Яна. — Я не знаю, как их…зовут.

Она помедлила перед последним словом, и Дина поняла причину — имя осталось в той жизни. А что оказалось в этой? И можно ли назвать это жизнью? А если нет — то чем? Несмотря на все рассказы мужа о предстоящем после прихода Мессии воскрешении мертвых, Дина никогда не принимала всерьез идею загробной жизни души. Она видела — человек умирает и становится прахом. Все остальное — фантазия, нежелание исчезнуть, жгучий протест против пустоты.

Она поднесла ко рту ладонь и укусила — стало больно, и на ладони остался след от зубов. Способ традиционный и нелепый. Разве в фантазии, способной создать этот странный мир, мы не можем испытать и боль? Разве ощущения света, страха, жалости менее реальны, чем чувство боли?

Она подумала, что если мир Стены реален, то реально и явление Мессии

— ее мужа, ее Илюши, который всегда представлялся ей человеком упрямым, готовым на многое ради собственного и семейного благополучия и так же похожим на возможного Мессию, как она, Дина Кремер, в девичестве Гуревич,

— на бельгийскую королеву.

Но если все же явление Мессии произошло, как ни нелепо представлять Илью в роли спасителя, то предстоит воскрешение мертвых, и все эти женщины, если они действительно умерли где то и когда то, вернутся в реальность. И Яна тоже.

А она, Дина, которая из реальности, вроде бы, и не уходила? Можно ли вернуться, не уходя?

Может быть, ей назначен иной способ — умереть здесь, чтобы появиться там?

Бред.

Она подняла голову и вгляделась в висевшую над головой карту. Только тогда и поняла — это не карта планеты Земля. В небе отражался иной мир. И Дине опять стало страшно, и, хотя она сдерживалась изо всех сил, но страх возрастал, и перевалил барьеры, и выплеснулся, и ничто больше не могло его сдержать, никакие трезвые мысли, которые мгновенно утонули в страхе не вернуться, и сознание тоже утонуло, не оставив на поверхности даже островка.

Можно ли потерять сознание, находясь в мире собственной фантазии?

* * *

А с Йосефом не происходило ничего — он был мертв.

* * *

Мало кто знает о том, что может совершить человек, когда сознание отключено, а подсознанием управляет страх. Дине казалось, что она спит, причем сны сменяли друг друга, были абсолютно друг с другом не связаны и внутренне противоречивы. Это были сны во сне, и многослойность их не удивляла Дину по той причине, что все находившееся вне