Говард Лавкрафт

Тень над Иннсмаутом

страшной паники бежал из Иннсмаута

ранним утром 16 июля 1927 года, и именно мне принадлежит авторство тех

испуганных призывов к правительственным органам как можно скорее провести

необходимое расследование и предпринять конкретные и срочные меры, которые

привлекли внимание к этому делу.

До тех пор, пока это дело было, как говорится, свежим, и являлось

объектом официального расследования, я вполне умышленно хранил молчание;

однако сейчас, когда оно превратилось в историю, уже не привлекающую к себе

пристальных взоров даже самых любопытных людей,. я решил уступить своей

давнишней жажде поделиться собственными впечатлениями о нескольких страшных

часах, проведенных в переполненном нездоровыми слухами, зловещем порту,

который с полным основанием можно назвать портом смерти и сатанинского

порока, Сам по себе такой рассказ поможет мне обрести веру в себя и в свои

возможности, а также убедиться в том, что я был отнюдь не первым человеком,

поддавшимся заразе кошмарных галлюцинаций. Кроме того, это поможет мне

собраться с силами перед намеченным принятием определенного важного и

ужасного шага.

Я никогда не слышал об Иннсмауте -- вплоть до того самого дня, когда он

в первый и -- пока -- в последний раз предстал перед моим взором. В те дни я

отмечал свое совершеннолетие в туристической поездке по Новой Англии,

включавшей в себя посещение достопримечательностей, антикварных магазинов и

мест, связанных с различными ветвями нашего генеалогического древа -- в

частности, из древнего Ньюбэрипорта я планировал отправиться прямо в Эркхам,

где сохранились фамильные корни моей матери. Своей машины у меня не было, а

потому я путешествовал на поезде и попутных автомашинах, всякий раз стремясь

подобрать наиболее дешевый способ передвижения. В Ньюбэрипорте мне

посоветовали отправиться в Эркхам как раз на поезде, и именно находясь у

касс тамошнего вокзала и терзаясь сомнениями по причине дороговизны билета,

я впервые услышал о существовании такого города как Иннсмаут. Коренастый и

весьма смекалистый кассир, который, судя по его речи, не был уроженцем тех

мест, проникся симпатией к моему желанию проявлять во всем разумную экономию

и предложил совершенно неожиданный выход из моего затруднительного

положения, -- Вы могли бы воспользоваться автобусом, -- проговорил он,

правда, с некоторым сомнением в голосе, -- хотя он и следует не совсем тем

маршрутом, который вам нужен. Автобус проходит через Иннсмаут -- возможно,

слышали про такой городишко, -- и поэтому люди его недолюбливают. Водитель в

нем некий Джо Сарджент, ему, похоже, нечасто удается завлечь пассажиров

отсюда или из Эркхама. Сам автобус также из Иннсмаута, и удивляюсь, что он

вообще до сих пор ходит. Проезд в нем довольно дешевый, хотя мне редко

доводилось видеть в салоне больше двух-трех пассажиров, да и те

исключительно парни из самого Иннсмаута. Отправляется он с Площади -- это

рядом с аптекой Хэммонда -- два раза в день ровно в десять утра и в семь

вечера, если ничего в последнее время не изменили. С виду, конечно, ужасная

колымага, но об удобствах ничего не знаю, поскольку сам я никогда им не

пользовался.

Вот тогда-то я впервые и услышал об Иннсмауте, Любые упоминания

маленьких городков, не обозначенных на туристских картах или в

путеводителях, заслуживали определенного интереса, а та странная манера, в

которой кассир делал мне свои намеки, лишь подогрела мое любопытство. Город,

способный вызвать у его соседей столь очевидную неприязнь, определенно был в

чем-то необычным и явно заслуживал внимания досужего туриста, а коль скоро

перед Эркхамом автобус делал там довольно продолжительную остановку, я мог

бы задержаться и немного побродить по его улицам. Одним словом, я попросил

кассира немного подробнее рассказать мне об этом городе. Откликнувшись на

мою просьбу, он говорил, тщательно подбирая слова, и в голосе его, как мне

показалось, отчетливо звучали нотки некоторого превосходства. -- Иннсмаут?

Ну что ж, это небольшой городишко, расположенный в устье Мэнаксета -- это у

них река так называется. Перед войной 1812 года был почти настоящим

городом-портом, но за последние сто лет, или около того, пришел в явный

упадок. Ветку из Роули несколько лет назад закрыли, так что железнодорожного

сообщения с ним сейчас нет. Пустых домов, можно сказать,