Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

с семенем, смешивался и

сублимировался в процессе плавления. В это время рот должен быть

наполнен слюной. "Выплавленные" воздух и семя проводят из нижнего

"поля киновари" в верхнее "поле киновари", находящееся в голове. Это

"возвращение семени" (ниже мы подробнее остановимся на этой

практике). Если же не практикуют этот процесс, то делают выдох ртом.

Вот пример описания: "Вдыхая и выдыхая через определенные интервалы

через печку, вводят воздух в "поле киновари". В это время чистая

вода (т.е. слюна) Яшмового озера (т.е. рта) омывает священный корень

(язык)" [25, c.241].

Большое внимание даосы уделяли выдоху. Этой технике они

придавали серьезное значение еще в глубокой древности. Множество

наименований способов выдоха встречается у Чжуан-цзы. ОДнако

тщательно техника выдоха была разработана в период Тан и Сун. При

одном способе вдоха было известно шесть способов выдоха: чи, хэ, ху,

сюй, чуй, си. Эти выдохи, по представлениям даосских учителей,

соотносились каждый с определенным органом и употреблялись для

лечения болезней, причина которых коренилась в этих органах. Так,

считалось, что выдох чи влияет на легкие, лечит и укрепляет их,

снимает усталость, избавляет от истощения, лечит болезни кожи,

различные воспалительные процессы, эффективен при сильном холоде или

большой жаре. Выдох хэ влияет на сердце. Практикуя его, стремились

избавиться от головных болей, сухости во рту, сильного жара. Выдох

ху, будучи связан с селезенкой, считался полезным при желудочных

заболеваниях, лихорадке, высокой температуре. Выдох сюй влияет на

функцию печени и считается эффективным при лечении болезней глаз и

меланхолии. Выдох чуй связан с почками, полезен при ознобе, холоде,

импотенции. Выдох си контролирует "трех плавильщиков" (сань цзяо -

разъяснения об этом специальном органе человеческого тела были даны

в трактате конца первого тысячелетия до нашей эры "Наньцзин",

подробнее см. Д.А.Дубровин "Трудные вопросы классической китайской

медицины", CПб, 1990), улучшает их деятельность, полезен при лечении

ревматизма. Поскольку считалось, что сердце управляет всеми

органами, можно было обходиться одним выдохом хэ, который

соотносился с сердцем.

Как же следовало выдыхать согласно этим шести способам?

Сведения о технике выдоха очень скудны. Вот некоторые описания.

Выдох сюй делается широко открытым ртом, воздух выпускается

постепенно, тихо, рука перед ртом ощущает тепло. Выдох чуй

выполняется сжатым ртом, воздух выпускается быстро, с напряжением,

рука перед ртом ощущает сильную струю холодного воздуха [25, c.250].

Делая тот или иной выдох, следует произносить звук, соответствующий

наименованию выполняемого выдоха, т.е. чи, хэ, ху, чуй, сюй, си.

Выдох хэ делается, в частности, так: сложить слегка губы,

беззвучно произнести "хэ", выдыхая через рот нечистый воздух сердца.

Затем закрыть рот и вдохнуть носом свежий воздух, мысленно направляя

его к сердцу. Выдох должен быть коротким, а вдох продолжительным.

Упражнение повторить шесть раз [22, c.209].

Даосские наставники рекомендовали практиковать определенный

способ выдоха не только для лечения болезней, но и для их

профилактики, для укрепления здоровья, для защиты от жары или

холода.Так, по утрам надлежало делать выдох сюй, после еды - выдох

хэ, после вина - тоже выдох хэ, при жаре - выдох ху, когда холодно -

выдох чуй.

В даосских трактатах разных периодов можно встретить множество

предписаний относительного того, в какое время и в каком месте

следует заниматься дыхательными упражнениями. Наиболее общие

указания сводятся к следующему: надо освободиться от суетных мыслей,

совершить омовение, привести себя в порядок, расслабить или

расстегнуть одежду, уединиться в тихом помещении, чистом и не

загроможденным вещами, зажечь благовония, почитать священные книги и

помолиться божествам. Перед поглощением воздуха следует "бить в

небесный барабан" 36 раз, затем сделать два-три продолжительных

выдоха. После этого можно приступать непосредственно к поглощению

воздуха. Дыхательные упражнения обычно сопровождаются практикой

поглощения слюны.

В конце династии Тан доктрина "эмбрионального дыхания"