Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

оставила семью и последовала за бессмертным.

Никто не может сказать, куда они ушли" [11, c. 125]. Заметим

попутно, что в этом отрывке мы находим подтверждение сказанному нами

выше о чрезвычайно важной роли, которая отводилась даосами

наставникам. И здесь женщина, овладев тайной, не могла стать

бессмертной самостоятельно. Лишь последовав за наставником, она

могла рассчитывать обрести бессмертие.

Практикующим "питание жизненного принципа" соединением инь и ян

даосские наставники предлагали два основных способа: coitus

reservаtus (прерванный половой акт) и "возвращение семени" (хуань

цзин).

Первый способ предполагал многократные coitus reservatus с

непрерывным рядом партнеров для питания силы ян возможно большим

количеством инь. Наиболее простая процедура из трактата "Юй фан

чжияо" ("Руководство для яшмовых покоев") приведена в работе

А.Масперо. Тут описаны подготовительные ласки и техника любовного

соединения, говорится об избавлении от всех болезней и продлении

жизни того, кто способен в течение суток осуществить coitus

reservatus на протяжении двенадцати копуляций, при этом следует

сменить последовательно возможно большее число партнеров. "Если за

одну ночь сменить десять партнеров, это высшая степень

превосходства" [25, c.385].

Другой способ ("возвращение семени) заключался в том, чтобы в

момент эякуляции сдавить уретру. При этом семя отводится в мочевой

пузырь, откуда затем выводится с мочой. Даосские практики, однако,

считали, что тем самым можно заставить семенную жидкость подняться

вверх, чтобы питать ею мозг. Поэтому этот способ назывался еще

"заставить семя вернуться и питать мозг" (хуань цзин бу нао).

Так же, как и дыхательные упражнения, описанные выше процедуры

требуют предварительной подготовки и наставлений учителя. В

небольшом сочинении V в. из антологии "Юнь цзи ци цянь" говорится,

что приступать к этим занятиям надо "в день кай или чу первой декады

месяца, когда они будут совпадать с днем цзя-цзы шестидесятидневного

цикла в час живого воздуха после полуночи", при этом нельзя быть

пьяным, грязным, отягощенным пищей, ибо нарушение этих условий

порождает болезни. Необходимо "совершенной медитацией" отрешиться от

всех посторонних мыслей. После этого "мужчины и женщины могут

практиковать метод вечной жизни". Практика эта объявлялась абсолютно

секретной, "ее нельзя передавать никому, кроме мудрецов".

Практикующие этот способ в соответствии с правилами, будь то люди

молодые или старые, обретали энергию, становились сильными и

здоровыми" [25, c.386: 19, c.199].

В период правления династии Тан были широко распространены

различные руководства, посвященные сексуальным вопросам, написанные

в дотанское и в танское время. Среди последних заслуживает

упоминания медицинский трактат известного даосского врача Сунь Сымяо

(601-682) "Цянь цзинь яофан" ("Бесценные рецепты"), впервые

напечатанный в 1066 году и переизданный в 1307, 1544 и 1604 гг.

Специальный раздел трактата был посвящен "здоровой половой жизни". В

восемнадцати частях раздела автор излагал рекомендации, в целом

совпадающие с прежними руководствами. Есть однако и новые элементы.

Так, Сунь Сымяо обращает внимание на достижение мужчиной сорока лет,

считая этот возраст поворотным пунктом в сексуальной жизни и для

физического состояния в целом. "Когда мужчина достигает сорока лет,

он вдруг замечает, что его потенция уменьшается... Пэн-цзу сказал:

"Лечение одного человека за счет другого - вот истинное лечение"

[19, c.193].

Для достижения того же эффекте "возвращения семени" Сунь Сымяо

предлагает надавливать на акупунктурную точку пинъи, которая

находится в одном цуне выше правого соска. В последней части раздела

говорится о запретах. Например, для того, чтобы избежать бесплодия,

рекомендовалось женщине остерегаться ртути, а мужчине - оленьего

жира [19, c.196, 197].

Мы рассмотрели некоторые наставления даосских врачей и

учителей, в которых сексуальные отношения рассматривались как

средство продления жизни, достижения бессмертия. Они не имели целью

обзаведение потомством.