Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

школы ("чжэнъицзяо") веровали в судьбу,

пытались узнать ее при помощи различных гаданий и повлиять на нее,

пользуясь талисманами, амулетами, заклинаниями, молитвами. Они жили

в миру, обзаводились женами и детьми. Посты соблюдали лишь в

определенные дни. Эта школа развивала преимущественно ту часть

даосизма, которая шла от древних магов, колдунов, шаманов. Она не

придавала большого значения собственной природе человека, ее

совершенствованию, а полагалась на внешние средства, на помощь магов

(фанши).

Северная школа "цюаньсжэньцзяо" придавала одинаковое значение

совершенствованию собственной природы человека и употреблению

различных внешних средств, предлагаемых магами. При этом

предпочтение отдавалось совершенствованию своей природы,

использованию своих собственных внутренних средств и ресурств.

Последователи этой школы - обычно монахи, жившие в монастырях или

обителях, вели уединенную жизнь, соблюдали целибат, были

вегетарианцами, не пили вина. Учение передавалось не по наследству,

как в южной школе, а от учителя ученику. Заключалось оно в

наставлениях по части медитации, дыхательной и двигательной

гимнастики.

С течением времени грань между южной и северной школами

исчезала, представления и практика одной школы проникали в

представления и практику другой. Южная школа вовсе не отворачивалась

от способов самосовершенствования, свойственных северной, а северная

не чуралась талисманов и заклинаний. Отшельники, занятые поисками

бессмертия, жили и на юге. А на севере постоянно и повсеместно

встречались гадатели и прорицатели, маги и волшебники.

Поиски бессмертия - своими собственными силами, или обращаясь к

помощи магов и заклинаний, - это центральное, главное положение

религиозного даосизма, важнейшая его составная часть. Ближайшая цель

даосов заключалась в избавлении от недугов, продлении жизни,

омоложении.

Поисками бессмертия занимались еще задолго до оформления

даосизма как религии. Китайская литература изобилует рассказами об

отшельниках, алхимиках, императорах, занятых поисками бессмертия,

эликсира жизни, островов, населенных небожителями. Эликсир жизни

пытался отыскать Цинь Ши-Хуанди (221-210 гг. до н.э.). Ханьский У-ди

(140-87 гг. до н.э.) принимал пилюли бессмертия. Тай-у (424-451 гг.)

император династии Северная Вэй, удостоился чудодейственного

талисмана. Стареющий Чингис-хан обратился за лекарством бессмертия к

даосскому монаху Чан-Чуню (1222 г.). История увлечения правителей

эликсиром жизни, взлеты и падения советников-даосов, вражда даосов и

буддистов, жаркие диспуты при императорских дворах - все это имело

место со времени глубокой древности вплоть до недавнего времени [2,

c.133-146, c.241-243; 5, c.145; 6, c.122-123]. При маньчжурской

династии Цин (1644-1911) даосизм захирел окончательно, лишенный

всякой поддержки двора. Однако многие чиновники-конфуцианцы в

частной жизни практиковали "религию индивидуального спасения" -

даосизм.

Бессмертие в религиозном даосизме мыслилось как материальное

бессмертие, бессмертие тела, а не души. Даосы полагали, что души и

духи не могут существовать без телесной оболочки. "Если даосы в

поисках долголетия представляли себе его не духовным, а материальным

бессмертием, это не было выбором между различными возможными

решениями, для них это было единственно возможным решением.

Греко-романский мир рано стал противопоставлять друг другу дух и

материю. В религиозных концепциях выразилось противопоставление

единой духовной души материальному телу. Китайцы же никогда не

разделяли дух и материю. Для них мир был непрерывной

последовательностью от пустоты на одном конце до самой грубой

материи на другом, а потому душа не стала невидимым и духовным

антиподом видимого и материального тела. Более того, существовало

слишком много душ в человеке, чтобы какая-нибудь из них могла

служить противовесом телу. было две группы душ: три верхние души

(хунь) и семь нижних (по). И если были расхождения по части того,

что с ними случалось в ином мире, все сходились на том, что они

разделяются в момент смети. При жизни, как и в момент смерти, эти

многочисленные души часто неопределенны и туманны. После смерти,

когда