Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

перемешаны самым причудливым образом, так что

достижение Чистой земли будды Амитабы оказывается вполне возможным

при помощи даосской пилюли бессмертия. Здесь мы не будем говорить о

путях спасения, предлагаемых буддизмом, а обратимся к тем, которые

рекомендуются даосизмом и представлены в баоцзюань.

Так, по упоминаниям и описаниям можно видеть, что в бао-цзюань

рекомендовались такие способы спасения и достижения бессмертия, как

дыхательная и двигательная гимнастика, сексуальная практика и

"выплавление внутренней пилюли". Способ "возвращения семени и

питания им мозга", почитаемый даосами наиважнейшим для обретения

бессмертия путем сексуальной практики, в баоцзюань лишь называется,

но никак не описывается. Более подробно рассказывается о

"выплавлении золотой пилюли" в следующем стихотворении:

Совершенствуясь, необходимо

собрать прежнее небо,

[Тогда] множество семени и воздуха

проникнет в священную сокровенность.

Соединены четыре формы в едином теле,

В истинном огне пяти первоэлементов

плавится золотая пилюля.

Стихии инь и ян сливаются -

только тогда это Путь.

Девица и младенец

вместе спят.

Слева синий дракон,

которого людям не покорить,

Справа белый тигр -

поистине, он свиреп.

Между ними оказался

истинный бессмертный,

Схватил обеими руками,

уложил их вместе.

Дракон исчез, чувство появилось,

тигр самоуспокоился,

Два начала соединились -

завязалась золотая пилюля.

Вверху золотой господин,

он ян-отец,

Внизу желтая госпожа,

она питает зародыш бессмертного.

[Благодаря ему] покинете пять первоэлементов,

а также и четыре формы,

[Исполнив] сорок восемь обетов,

превратитесь в мудрых и добрых.

Культивируя истину, питая природу,

Собирайте прежнее небо.

Множество семени и воздуха станет целостным.

Прозрачно е тело просвечивать станет,

Четыре формы тогда завершатся.

В истинном огне пяти первоэлементов

Выплавится золотой бессмертный.

Синий дракон, белый тигр -

В них сокровеннейшее из сокровенных.

[37, c.43-45].

В тексте много упоминаний о "золотой пилюле": достаточно одного

зерна "возвращающей пилюли", чтобы попасть в круг бессмертных;

"золотая пилюля" сокрыта в девяти кругах плавления; с помощью

"возвращающей пилюли девяти оборотов" можно достичь Яшмового пруда,

т.е. обители бессмертия, и т.п. В приведенном отрывке достаточно

четко представлена схема "выплавления золотой пилюли". Она плавится

в истинном огне, который соединяется в гармонии с водой почек.

"Младенец" и "девица" - стихии инь и ян, в то же время это

аллегорическое наименование первых образований при "выплавлении

возвращающей пилюли". Они появляются из ничего и являются как бы

ростками, из которых затем развивается пилюля. "Синий дракон" - это

ртуть, "белый тигр" - это свинец. ёоединившись, они порождают

пилюлю. "Золотой господин" - другое наименование свинца, в то же

время здесь можно усматривать огонь сердца (т.е. ци) или истинный

дух шэнь. "Желтая госпожа" это "сваха", которая соединяет в гармонии

дракона и тигра. В то же время под этим может подразумеваться

животная сила цзин, которая питает духовную силу шэнь,

трансформируемую в дальнейшем в "зародыш бессмертного".

Приведем еще один отрывок из баоцзюань:

Достигший совершенства патриарх

от заставы Вэйлюй

поднялся к небу.

Во вторую стражу

пребывал в покое, действовал по своей воле.

Сквозь Двойную заставу Цзяцзи

проник в сокровенную пустоту.

Встретился истинный дух.

Осветил песчинки Ганга

на самом дне ясно.

Сокровенную мысль -

не ведают люди -

искать в своем теле надо...

Во дворце Умин

осветил черный терем.

Показалась его верхушка.

Серебряная река

течет вниз.

Поистине сокровенно -

глиняный котел, желтый двор,

природа и судьба соединились.

[37, c.24-26].

Этот отрывок иллюстрирует другой способ достижения бессмертия,

рекомендуемый даосами, - при помощи дыхательных упражнений. Речь в

нем идет о дыхательном цикле, при котором воздух