Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

перемещается из

нижней части тела к голове, преодолевая на своем пути заставы,

преграды. Это обеспечивает свободу, блаженство, т.е. качества,

присущие бессмертным. На приближение к заветной цели указывает и

"соединение природы и судьбы", достигаемое при "выплавлении золотой

пилюли", которое осуществляется при содействии правильной циркуляции

воздуха. Застава Вэйлюй, как полагали даосы, находится в области

копчика. Двойная застава Цзяцзи - название прохода, расположенного у

одиннадцатого позвонка и представлявшего собой второй проход на пути

пилюли бессмертия. "Черный терем", вероятно, горло. "Дворец Умин"

отождествить трудно. В теле человека, по представлениям даосов, два

"дворца света". Один находится внутри головы между бровями и

называется "верхний дворец света", другой расположен в месте, где

заканчивается горло и называется "нижний дворец света". "Серебряная

река" - другое наименование канала думо, проходящего внутри

позвоночного столба. По ней проходит пилюля. "Глиняный котел"

находится в нижнем "поле киновари"; это сосуд, в котором созревает

пилюля. "Желтый двор" находится в центре человеческого отела, в

среднем "поле киновари". По другой версии, существует три "желтых

двора" - центр мозга, центр сердца и центр селезенки.

Подобного рода примеры можно было бы продолжить, но нам

представляется, что приведенные отрывки достаточно убедительно

демонстрируют хорошее знакомство автора баоцзюань с основными

даосскими способами поисков бессмертия, которые он всячески

рекомендовал и широко пропагандировал в своем сочинении (наряду,

впрочем, с буддийскими).

Как известно, познание дао рассматривалось даосами как

обретение бессмертия. Такой же смысл имело и познание "сокровенного"

(или "темного") прохода (сюань гуань). Авторы трактатов избегали

указывать точное место его расположения, говоря иногда, что

находится он где-то между почками и пупком, а иногда помещая его

между глазами. В книге "Тай и цзинь хуа цзунчжи" сюань гуань

является другим наименованием "небесного сердца", "пространства

прежнего неба", верхнего "желтого двора", а потому мы можем

предположить, что он находится между бровями. В "Баоцзюань о

познании буддой Пу-мином конечного смысла недеяния" не указывается,

где расположен "сокровенный проход", хотя упоминания о нем есть

("пусть каждый даст обет, получит указание сокровенного прохода",

"повстречался истинный небожитель, разъяснил сокровенный проход").

Возможно, "указание сокровенного прохода" было частью обряда

вступления в секту. Ведь известно, что во всех тайных сектах Китая

"указание сокровенного прохода" наставником входило в обряд

посвящения при приеме в секту [34, c.66-67].

Из всего сказанного выше о "Баоцзюань о познании буддой

Пу-мином конечного смысла недеяния" и "Учении золотого цветка

великого единого" нам представляет сявозможным сделать вывод о том,

что создатели этих средневековых сочинений (первое было написано во

второй половине XVI в., второе - во второй половине XVIII в.) были

хорошо знакомы с теорией и практикой поиска бессмертия, питания

жизни, которые рекомендовались даосами за полтора-два тысячелетия до

этого. Более того, они широко рекомендовали эти древние методы для

спасения из бренного мира зла и несправедливости, что было конечной

целью многих тайных сект Китая и, в частности, секты Желтое небо.

Нам хотелось бы познакомить читателей с современными китайскими

оздоровительными и лечебными методами, основанными на описанных выше

традиционных способах дыхательной и двигательной гимнастик. Что

касается устойчивости традиционных навыков в сфере интимных

отношений людей, то здесь можно напомнить свидетельство Дж.Нидэма

середины 40-х годов текущего столетия, о котором мы говорили выше.

Кроме того, проблема сексуальной жизни Китая с древности и вплоть до

XVII в., устойчивость основных ее принципов стали темой

обстоятельного труда голландского ученого Р.Х.ван Гулика, к которому

мы и отсылаем интересующихся.

Способ лечения