Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

ПРИЛОЖЕНИЯ

Предлагаем вниманию читателей русского издания книги Лу Куань

Юя "Даосская йога" статью востоковеда Э.С.Стуловой "Даосская

практика достижения бессмертия", впервые опубликованную в 1984 году

издательством "Наука" в сборнике "Культура народов Востока. Из

истории традиционной китайской идеологии" (стр. 230-270). Мы

полагаем, что привед„нный в данной статье обзор техник даосизма,

сделанный по материалам зарубежных изданий, а также по переводам

китайских перевоисточников, позволит читателям расширить свои

представления о прикладной стороне даосской религии, связанной с

интереснейшими методами духовного самосовершенствованя.

ДАОССКАЯ ПРАКТИКА ДОСТИЖЕНИЯ БЕССМЕРТИЯ

Э.С.Стулова

Формирование религиозного даосизма относится к началу эпохи

Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н. э.). После длительной вражды

философских школ даосов, легистов, конфуцианцев, после падения

империи Цинь (249-207 гг. до н.э.) - оплота легистов, даосы

соперничали с конфуцианцами в стремлении оказать влияние на

претендентов престолa новой династии, чтобы получить возможность

осуществить свои политические идеалы. Так, Чжан Лян, государственный

деятель и известный даос, занятый поисками бессмертия, оказавший

поддержку Лю Бану, ставшему первым императором новой династии, имел

определенный вес при Гао-цзу. Позже, в I в. н. э. прославилась семья

Чжан (традиция считает их потомками Чжан Ляна), которая сыграла

большую роль в истории даосизма. Глава семьи, Чжан Даолин был

известным даосом и алхимиком. Из своих многочисленных последователей

он организовал на границе нынешних провинций Сычуань и Шэньси

своеобразное государство. Престиж даосизма так возрос, что в 165 г.

впервые было совершено официальное государственное жертвоприношение

Лао-цзы. Теократическое "государство" даосов просуществовало до 1927

г. (с XI в. оно перебазировалось из Сычуани Цзянси) сохряняя свою

структуру, обряды, обычаи, а также передававшийся по наследству

институт Небесного наставника, патриарха, главы общины (тяньши).

В период династии Тан (618-907) даосизм продолжал занимать

сильную позицию, ведя ожесточенную полемику с буддизмом и успешно

конкурируя с конфуцианством. Можно считать, что даосизм для

некоторых своих приверженцев был своеобразной реакцией "на

официальную конфуцианскую идеологию и санкционированные

конфуцианством образ жизни, формы социальной структуры" [4, с.271].

Даосизм пользовался покровительством императорской семьи,

фамилия которой была Ли, как и у Лао-цзы. В этот период было

написано множество значительных трактатов, построено немало крупных

монастырей. В начале династии Сун (960-1279) позиции даосизма все

еще были сильны. Особенно уверенно даосы чувствовали себя при дворе

второго сунского императора Чжэнь-цзуна (998-1022). В 1190 г.

впервые был опубликован даосский канон "Даоцзан". После завоевания

севера страны чжурчжэнями возникло немало даоссских сект вызывали

подозрение и у последующих иноземных династий (монголов, маньчжур),

захватывавших китайский трон. После падения династии Сун произошло

ослабление позиций даосизма. Хотя еще случались отдельные взлеты,

приливы симпатии со стороны некоторых императоров, даосизм сошел

окончательно с политической арены и стал "религией индивидуального

спасения" /27, с.155).

В XII в. произошел раскол религиозного даосизма на две школы:

северную и южную. Северная школа называлась "цюань-чжэньцзяо"

("абсолютной истины"). южная - "чжэнъицзяо" ("подлинного единства").

Северная школа, в свою очередь, состояла из двух основных

направлений: северного направления "цюаньчжэньцзяо", основанного

патриархом Ван Чжэ, называемого также учителем Чунъян (жил во

времена сунского императора Хуэйцзуна, правившего в 1101-1125 гг.) и

южной ветви "цюаньчжэньцзяо", основанной патриархом Лю Хайчанем,

учеником Люй Чуньяна.

Южная школа "чжэнъицзяо" называлась еще "тяньшидао" - "путь

небесного наставника". Патриарх ее Чжан Цзунъянь в 1276 г. получил

от юаньского императора Ши-цзу официальный титул тридцать шестого

Небесного наставника.

Последователи южной