Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

- в нижнем "поле киновари". Эти "черви" пытаются

сократить жизнь человека, который их приютил, причиняя вред "полям

киновари" и стремясь покинуть тело человека, так как чем раньше

умрет их хозяин, тем раньше они освободятся, станут "призраками" и

выйдут на волю. Поэтому даосские наставления рекомендуют как можно

скорее избавиться от этих "червей", истощить их воздержанием от

злаков, что является основой диетических предписаний и режимов.

Освобождение тела от "трех трупов" знаменует собой завершение

первого, подготовительного этапа на пути к бессмертию.

Чрезвычайно важной процедурой даосы считали укрепление духа

шэнь, который образовывался в результате слияния воздуха ци с

эссенцией цзин. Дух шэнь считался правителем человека,

контролировавшим его добрые и дурные поступки. Его надлежало

сохранять и укреплять соответствующими упражнениями (о них будет

рассказано ниже), дабы он не покинул тело, что происходит обычно в

момент смерти. Этим занимаются, выплавляя "внутреннюю пилюлю" (нэй

дань).

Среди физических средств, рекомендовавшихся даосами в поисках

бессмертия, были дыхательные упражнения, двигательная гимнастика,

сопровождавшиеся иногда приемом лекарство, массажем. Большое

значение придавалось "питанию жизни при помощи инь-ян", т.е.

сексуальной практике.

Наряду с уже упомянутой выше "внутренней пилюлей" даосы

рекомендовали и внешнюю пилюлю, приготовлением которой занималась

алхимия. Как известно,даосы считали, что употребление ряда металлов,

минералов, растений может обеспечить долголетие. ОДнако наиболее

эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе

киноварь, золото, серебро и пр. Лекарство считалось тем эффективнее,

чем более оно очищено, рафинировано. Таких очищений или плавок,

максимум было девять. Существовало множество способов и методов

выплавления лекарств, "внешней пилюли", изложенных обстоятельно в

трактате Гэ Хуна, равно как и рецепты пилюль1. При выплавлении

лекарств, пилюль бессмертия необходимо было соблюдение определенных

правил - поста, очищения, уединения в горах или на островах (в

крайнем случае - в доме, за высокой оградой). Ни в коем случае

нельзя было разглашать секреты изготовления, посвящать в него

недостойных. В этом случае невозможно было рассчитывать на успех.

Секрет этот нельзя было обнародовать и в книгах. Наставник передавал

его изустно достойным своим ученикам.

Как видно из изложенного выше, поиски бессмертия даосы вели в

физическом и духовном плане. Это были морально-этические нормы

жизни, соблюдение определенных диетических предписаний, выполнение

дыхательных и двигательных упражнений, знание определенных

рекомендаций в области сексуальной практики, овладение определенными

навыками концентрации и медитации, употребление лекарств.

Рассмотрение основных даосских способов "питания жизни"

необходимо предварить небольшим экскурсом в область даосской

анатомии и ознакомлением с терминологией, употребляемой в трактатах

и, в частности, в древнейшем медицинском трактате "Хуан-ди нэй цзин"

("О внутреннем"), приписываемом Желтому императору. При этом надо

учитывать путаницу и нарочитую неопределенность, которая царит в

сочинениях по этому вопросу. Зачастую отдельные органы, сосуды,

части тела имеют по нескольку наименований. Порой различные органы и

части тела имеют одно и то же обозначение.

Как мы уже говорили, по представлениям даосов, человеческий

организм - это микрокосм, все части которого имеют параллели в

макрокосме. Как и все в природе, он управляется силами инь и ян. Все

органы в нем соотнесены с пятью первоэлементами. Пятью внутренними

органами были: печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Иногда к

ним причисляли также перикард, головной и костный мозг. Пятью

органами, как полагали, управляла сила инь. Сила ян управляла шестью

"вместилищами", или полыми органами: желудком, толстой кишкой,

тонкой кишкой, желчным пузырем, мочевым пузырем, "тремя горящими

областями"2. Кроме того, даосы выделяли в теле человека 12 парных

каналов. По этим каналам, как считали даосы, перемещаются силы инь и

ян. На них размещены акупунктурные