Х.Ч.

Янтра- йога

вниз. Благодаря этому прана боковых каналов, рома (ro ma) и кянгма (rkyang ma), то есть солнечного и лунного каналов, замыкается в центральном канале. Спина должна быть совершенно прямой. В йоге одна из лучших практик долгой жизни - управление энергией солнечного и лунного дыхания или замыкание ее <в центральном канале>. Это также одна из основных практик для усиления энергии.

Направив воздух вниз (жил), не следует расслабляться - нужно сохранять вытянутую позу, особенно на уровне почек. Для этого, толкая воздух вниз, мы все больше вытягиваем тело вверх, напрягая его в области почек. Затем мы делаем кумбхаку, задерживая воздух ниже пупка и не расслабляясь, и выполняем оглунг (‘og rlung), что означает подтягивание снизу вверх (сокращая мышцы сфинктера).

Так мы постепенно практикуем, сочетая дыхание и задержку с визуализацией различных тиглэ, которые символизируют главные элементы, и поочередно объединяя прану в тиглэ, то есть в элементе огня, затем в элементе воздуха и т.д., переходя от одной чакры к другой. В конце практики мы выдыхаем через рот, а не через ноздри; выдох должен быть быстрым и сильным. В заключение мы делаем нечто вроде прыжка, который по-тибетски называют бэб (‘bebs), одновременно работая с центральным каналом, - это значит, что мы должны, не расслабляясь, еще больше напрячь область почек и держать спину прямой. Затем мы делаем дрэн, то есть подтягиваем живот к спине. Обычно это является основным моментом. Выполняя его, мы развиваем дэдрод (bde drod): дэ означает 'ощущение', дрод - 'тепло'. Благодаря теплу развивается ощущение. Затем возникает переживание.

Способ выполнения этой практики более или менее таков, но, как подчеркивается в тексте, делать ее следует под руководством Учителя, который может посоветовать, как выполнять визуализацию и какого цвета должны быть тиглэ в соответствии с методом, которому следуют и в зависимости от состояния конкретного человека. Например, тому, кто страдает болезнью почек или ревматизмом, не следует особо сосредоточиваться на элементе воды и на соответствующей чакре. Поэтому нужно владеть собой, исходя из собственного состояния, и следовать советам Учителя. Но главное для выполнения этой практики - это как следует подготовиться и в совершенстве овладеть дыханием. Кто-то может думать, что он все хорошо понял, но если это не так и человек играет с энергией, праной, кундалини и подобными вещами, у него может возникнуть множество проблем. Если же человек умеет точно выполнять практику, он может получить большую пользу. Быть уверенным в совершенстве своего дыхания означает, что вы не решили это умом, а получили конкретные гарантии.

Чтобы гарантировать правильность дыхания и избежать ошибок, в Янтре есть восемь подготовительных движений, но они не являются допуском на выполнение Янтры, к тому же недостаточно просто научиться их делать. Необходимо как следует практиковать их, чтобы вместе с этими упражнениями возникло совершенное дыхание, после чего можно в совершенстве овладеть другими дыхательными практиками.

X. Ца, лунг и тиглэ

Поскольку наше существо имеет три аспекта - тело, речь и ум, - в этой практике присутствуют основные аспекты, которые в тантризме называются ца (rtsa), лунг (rlung) и тиглэ. Ца означает 'канал', лунг- 'прана, энергия, которая циркулирует в каналах, а тиглэ символизирует сущность трех аспектов бытия. Говоря о практиках, связанных главным образом с аспектом тиглэ, мы часто используем термин кундалини, занимаясь же йогой или гимнастикой, мы говорим о пране. Энергия праны иная, нежели у кундалини. Кундалини по сути означает центральную энергию, из которой все возникает. Но люди очень привязаны к своему материальному видению и часто ошибочно считают кундалини преимущественно физической энергией. Однако в некоторых важных тантрах и в учении Дзогчен тиглэ считается главной энергией, связанной с нашим истинным изначальным состоянием.

Например, используя метод преображения, можно преображаться в мужскую форму (херука) или женскую (дакини), однако основной принцип - это знание, олицетворением которого всегда является Учитель. Вот почему, говоря о Трех Корнях, на первое место мы ставим гуру, затем дэва и дакини. Так и в нашей практике олицетворением тиглэ, или сущности, всегда выступает Учитель. Учитель рассматривается не как человек, а как олицетворение знания. Следуя Учителю, я получаю знание, связанное с моим истинным состоянием, и это знание возникает от самого Учителя. Это знание и есть подлинный Учитель. В тантризме оно называется тиглэ, которое также являет собой