Х.Ч.

Янтра- йога

возникнуть сновидение, связанное с кармическими следами, то есть с чем-то таким, что он совершил в жизни. Это может быть след из отдаленного или более близкого прошлого, например, человек, которого вы встретили на днях, или недавняя проблема. Ведь если человек обеспокоен, эта тревога немедленно отражается в его снах. Такая разновидность сновидений называется снами кармических следов.

Существует и другой вид сновидений, который связан с ситуацией момента, с тем, как в этот момент возникает или проявляется жизненная энергия. Если человек ложится спать в девять или десять часов вечера, то после полуночи у него могут возникать подобные сновидения. У тех же, кто не ложится спать до полуночи, сны такого типа будут возникать позже. В тантре Махамайя объясняется, что эта разновидность сновидений вызывается жизненной праной, связанной с определенными точками физического тела.

Обычный человек, который не занимается практикой, перед сном думает о многих вещах и проблемах, и, когда он, наконец, засыпает, то видит сны, связанные с этими тревогами. Это сновидения кармических следов. Но затем у него могут возникнуть сновидения, связанные с аспектом праны, потому что если, засыпая, он думает о чем-то, эта мысль имеет отношение к его жизни.

В тантризме объясняется, что наше материальное тело - совершенный символ всей вселенной. Если, например, я думаю о реке, в моем теле будет символ реки, если я думаю о горе, дереве, или даже о чем-то неконкретном, < в теле> всегда будет соответствие. Это соответствие становится основным моментом, потому что даже если я не делаю намеренного сосредоточения <на нем>, проявится тот же самый результат.

Например, если я, засыпая, думаю о тигре, в моем теле будет точка, соответствующая этому тигру, - в этом случае прана непроизвольно будет циркулировать в этой точке и затем этот относительный аспект может проявиться в моем сне. Такова вторая разновидность сновидений. Это объяснение из Махамайи кажется мне очень интересным.

В учении Дзогчен также говорится о сновидениях, связанных с переживаниями практикующего. Если мы осознаем сновидения, то можем обнаружить много аспектов

своих переживаний. Но если даже мы их не осознаем в снах могут отражаться некоторые аспекты нашей практики и знания. Иногда это случается даже с теми, кто не практикует. Почему? Потому что каждому человеку присущи качества энергии и чистоты, благодаря чему у него могут возникать сны ясности. Иногда мы видим интересный сон, но не знаем, как его объяснить, потому что у нас нет ни тревог, ни фантазий, которые имели бы к нему отношение. Такие сновидения называются снами ясности.

Сосредоточивая свою визуализацию в определенных точках тела, таких как чакры, мы несомненно получим очень конкретный результат. В дыхательной практике джамлунг мы визуализируем пять чакр, одну за другой, в виде тиглэ - шаров, цвета которых символизируют элементы. Это способ, позволяющий управлять энергией праны: мы представляем сущности пяти элементов в виде тиглэ разных цветов. Как узнать, какого цвета тиглэ нужно визуализировать в каждой чакре? В исходном тексте об этом не сказано, потому что есть много точек зрения и много методов, и все они зависят от того, как мы работаем, и от нашей цели. Если мы визуализируем воду ниже огня, результат, который мы получим, будет иным, нежели при визуализации огня ниже воды. Методы меняются в соответствии с необходимостью, поэтому важно понимать, как их применять. Это один из главных моментов визуализации.

Затем есть аспект дыхания, который связан с речью или энергией. В этой практике мы делаем прямой вдох без напряжения, иначе это не будет джамлунг, то есть спокойное, мягкое дыхание. Затем нужно уравновесить солнечное и лунное дыхание. Что значит 'уравновесить'? Это означает скорректировать силу дыхания. Когда мы дышим, то в правой или левой ноздре дыхание может быть сильнее, а через несколько часов ситуация может быть обратной. Чтобы выполнять эту практику, нужно уравновесить дыхание.

Если, например, дыхание через правую ноздрю сильнее, а через левую - стеснено, нужно принять позу, которая была бы больше открыта с левой стороны. В Лонгдэ, чтобы изменить силу дыхания, мы ложимся. Если поток воздуха в правой ноздре сильнее, мы ложимся на правый бок - тогда через несколько минут поток воздуха в левой ноздре усилится. Для изменения силы воздушного потока существуют разные движения и методы дыхания, которые очень во многом зависят от опыта.

Уравновесив дыхание, мы делаем жил (gzhil): в Янтре жил означает задержку, при которой мы толкаем воздух