Х.Ч.

Янтра- йога

Вначале мы медленно вдыхаем, затем задерживаем дыхание. Вообще, прежде чем делать любую задержку, лучше глубоко выдохнуть два или три раза - чтобы сделать глубокий вдох, очень важно несколько раз полностью выдохнуть. Не сделав полный выдох, невозможно глубоко вдохнуть. Закончив вдох, мы слегка выталкиваем воздух вниз и делаем задержку. Это называется килчунг (skyil chung): кил означает 'задержка', чунг - 'малая'. Затем мы сильно подпираем бока руками, чтобы держать спину прямой и вытянутой.

Выполняя задержку, важно держать спину хорошо вытянутой: ни живот, ни бока никогда не должны быть расслаблены, а толкая воздух вниз, нужно делать это с силой, не расслабляя тело. Затем мы сосредоточиваемся на слоге ХУМ: необходимо никогда не забывать о нем и не отвлекаться, как будто ХУМ - это магнит, который притягивает все железные предметы, которые его окружают. Сделав вдох, выталкивание и небольшую задержку, мы сосредоточиваем внимание на ХУМе, и подтягиваем воздух к нему. В Янтре этот этап называется дрэн (‘dren), что означает 'тянуть'. Мы подтягиваем живот к спине и силой ХУМа притягиваем воздух к пупку.

В конце мы тихо, с вибрирующим звуком, произносим ХУМ через нос и рот, которые расслаблены. Если мы умеем это делать правильно, звук ХУМ будет выходить через рот и ноздри. Звук ХУМ должен вибрировать, а мы не должны забывать о визуализации.

Благодаря практике расширения и сужения центрального канала и последующего объединения со звуком ХУМ можно очистить все свои кармические следы, кармическое дыхание и т.д. Все очищается в ХУМ. Это очень важная практика. В тантризме, особенно в Ану-йоге, системе непостепенного преображения, есть множество визуализации мандал и божеств с целью очищения и преображения, причем в процессе преображения часто проявляются сотни различных деталей, каждая из которых объясняется отдельно. Но иногда вся эта визуализация заключается просто в визуализации слога ХУМ, и с этим присутствием все объединяется в звуке и образе ХУМ.

В Ану-йоге есть много практик, называемых дэшег хум друб (bde gshes hum sgrub), где дэшег означает 'татхагаты, реализованные существа и их проявления', а хум друб означает 'достижение с помощью ХУМа'. Когда используется метод дэшег хум друб, нет ни мандал, ни божеств для визуализации - мы визуализируем только ХУМ и, произнося его, объединяем все свое существование с ХУМом, с образом и звуком ХУМ. И здесь, в этой практике, - то же самое: три аспекта нашего существа, тело, речь и ум, объединяются в состоянии, символом которого является слог ХУМ.

В конце можно сделать обычные вдох и выдох, а потом мы снова вдыхаем, делаем задержку и выдыхаем, объединяя дыхание с визуализацией тронду. Так можно достичь конечной реализации очищения кармического дыхания в центральном канале. Как следствие кармического дыхания возникает иллюзорное кармическое видение, но благодаря этому методу иллюзорное видение автоматически проявляется как мудрость.

IX. Дыхание джамлунг и функция чакр

Обычно дыхание может быть прямым или непрямым: непрямое дыхание, которое производит слабый шум, по-тибетски называется дзублунг (rdzub rlung), или 'немягкое'. Прямое дыхание, медленное и нефорсированное, называется джамлунг (‘jam rlung) <букв. мягкое>.

В Янтра-йоге есть практика дыхания джамлунг с задержкой, которая обладает семью качествами и является одной из самых важных дыхательных практик для управления энергией. Согласно объяснениям, данным Учителем Вайрочаной, эту практику делают так: прежде всего, тело должно быть по возможности в позе лотоса, с прямой спиной. Нужно понимать, почему используется поза лотоса: главная цель этой позы - держать спину прямой. Но это не значит, что мы не можем достичь той же цели, используя другую позу. Спину можно держать прямой, даже сидя на стуле или стоя. Другая причина для того, чтобы использовать позу лотоса - устойчивость, которую дает эта поза: когда мы занимаемся медитацией или делаем практику с закрытой задержкой, или кумбхакой, необходимо долгое время держать спину прямо.

В жизнеописании Будды Шакьямуни сказано, что Будда шесть лет без сна пребывал в медитации, сидя под деревом, на камне и подстилке из травы. Этот пример помогает нам понять необходимость устойчивой позы. Полезно упражняться сидеть в позе лотоса, потому что при этом вы непроизвольно держите спину прямой. Почему важно, чтобы спина была прямой? Потому что спина символизирует центральный столб энергии. Если энергия нарушена, очень трудно обрести уравновешенное состояние ума. Поэтому и для практики визуализации, и для того, чтобы