Х.Ч.

Янтра- йога

о том, что нужно делать добро другим людям, безумен. Если я не понимаю своего состояния и своей собственной жизни, как я могу понять <состояние> других людей? Так я могу создавать только прекрасные идеи, прекрасные слова и множество прекрасных вещей, которые, однако, не соответствуют действительности. И в один прекрасный день все это не выдержит и рухнет. Поэтому прежде всего мы должны понять свою жизнь.

Но для того, чтобы поверить, что мир устроен именно так, недостаточно, чтобы кто-то сказал нам об этом. Лучше всего основываться на собственном опыте, самим наблюдать и открывать, как все устроено. Посмотрим, например, что делают дети. Когда маленький ребенок, не имеющий никакого жизненного опыта, видит очаг, он подходит к нему и смотрит на горящий огонь и пляшущие языки пламени. Ему очень интересно, но мать говорит: 'Не подходи близко. Не трогай, а то обожжешься'. Когда мать говорит так, ребенок обычно чувствует еще большее любопытство. Иногда он слушается, поскольку знает, что иначе мать его отшлепает, но в конечном счете он научится только на собственном опыте: раньше или позже он поднесет палец к огню и коснется пламени. Тогда он обожжется и заплачет, но больше так делать не будет. Это и называется переживанием, жизненным опытом конкретного человека. Из этого не следует, что для того, чтобы чему-то научиться, необходимо подвергать себя опасности. Но в любом случае, внимательно понаблюдав, <убедишься>: обрести понимание можно только благодаря переживанию. Имений так мы можем понять Янтра-йогу, принципы и движения Янтры и важность дыхания.

V. Метод и энергия

Знание собственного существования - основополагающий принцип в практике йоги в целом и Янтра-йоги в частности. Каковы основные аспекты Янтра-йоги? Прежде всего, есть предварительные практики, которые обеспечивают соответствие Янтра-йоги условиям нашего существования. Что это означает? Например, человек может подумать: 'Да, мне нравится Янтра-йога. Я хотел бы ее практиковать.' И он идет, покупает книгу, читает ее и практикует йогу. Так поступают очень многие - я часто слышу от людей вопрос: в чем разница между тем, когда читаешь книгу и когда слушаешь Учителя, который дает устное Учение. Многие думают, что сведения, которые можно получить, купив книгу и проявив сообразительность, - это то же самое, что знание, полученное от Учителя, который может объяснить, как нужно выполнять практику. На самом же деле эти два способа вовсе не равнозначны, не одинаковы, потому что знание в большой степени зависит от обстоятельств, а обстоятельства привязаны ко времени. Сегодня - это не вчера, а вчерашние условия - не такие, как сегодняшние.

То же самое справедливо и для завтра, потому что обстоятельства меняются. Если Учитель передает понимание или метод практики, это значит, что он работает в данных обстоятельствах, какими они являются сейчас. Книга же никогда так не работает: напечатанное в книге А никогда не станет Б, даже если в других обстоятельствах будет необходимо Б. В этом и заключается различие, потому и говорят, что передача происходит только при совместной работе с Учителем.

Существует много Учений, которые связаны с нашим конкретным существом. Йога - это способ работы с тремя аспектами нашего существа, с тремя уровнями, из которых каждый последующий труднее для понимания, чем предыдущий. Эти три уровня - тело, речь и ум. Легче всего понять тело, потому что оно видимо и материально: материальные вещи проявляются в виде формы и цвета. Речь, или энергия, уже сложнее. В тантризме энергию символизирует звук. Символы Тантры - ваджра и колокольчик. Посередине ваджры есть шарик, который символизирует тиглэ, пребывающее вне всяких ограничений и понятий. Действительно, геометрическая фигура с углами - это символ чего-то ограниченного, в противоположность кругу без углов, который пребывает вне границ. Вот почему в средней части ваджры находится шарик.

Но в чем заключается существование вне ограничений? Есть две разновидности видения: чистое видение и нечистое видение, которые буддийская философия соотносит с абсолютной истиной и относительной истиной. С одной стороны, есть обычное видение, подобное нашим телу, речи и уму и материальным вещам. С другой стороны, есть чистое видение, которое является сущностью нечистого видения. В ваджре оба эти видения символизируются пятью концами, находящимися по обе стороны центрального шарика. Несмотря на то, что истинное состояние каждого человека подобно не имеющему границ шару, на относительном уровне нашу жизнь обусловливают понятия 'хорошее' и 'плохое'.