Х.Ч.

Янтра- йога

состоянием ригпа (rig pa), что значит изначальное состояние человека, знание и присутствие этого состояния. Но не бывает состояния знания без функции: если существует светильник, то существует и его свет, что само по себе исключает тьму - такова его функция. Светильнику не нужно думать: 'Я хочу сиять и разгонять мрак'. Если светильник зажжен, тьма уничтожается сама собой. Так же и со всем остальным. Что касается нашего изначального состояния, существует знание состояния созерцания, а также его функция, или энергия. Взятые вместе они называются ригпа, то есть знание состояния и всеобъемлющая мудрость, которую по-тибетски называют йеше (ye shes), или изначальное знание. Таким образом, таб и шераб - метод и энергия, или ее функция, праджня, - подобны солнцу, которое имеет круглую форму и излучает свет, уничтожая тьму.

В тантризме состояние человека представлено правой и левой сторонами. А поскольку мужчины и женщины - существа противоположного пола, их состояние также взаимно противоположно. У мужчин правая сторона символизирует метод, а левая - энергию, или праджню, тогда как у женщин - наоборот. Например, Ваджрадхара - мужской образ, поэтому он держит ваджру в правой руке, а колокольчик - в левой. Кроме того, руки его скрещены. Что это означает? Это означает отказ от принципов двойственности. Обычно думают: 'Это мужчина, а это - женщина, это метод, а это - энергия'. Но это не так уж важно: главное - оказаться в состоянии единства.

Вообразите горящее полено или пламенеющие угли, которые не дают тепла, - как будто они во всех подробностях нарисованы на стене. Этот пример должен дать представление о том, что значит метод, и показать, почему метод не может существовать без функции, или природы. В данном случае природа огня - тепло. Если тепла нет, сам по себе образ не имеет смысла. Так же невозможно иметь тепло без источника, который его излучает. Вот почему в тантризме говорится о сунгджуг (zung jug), или соединении.

Поэтому Ваджрадхару и изображают с ваджрой и колокольчиком в скрещенных руках. Это символ, который используется для того, чтобы передать определенное понятие - он не означает, что нужно ехать в Непал, достать там ваджру и колокольчик, а потом сесть и сидеть со скрещенными руками! Понимать, о чем идет речь, что передается - вот что необходимо. Когда есть такое понимание, Ваджрадхара становится символом нашего собственного существа.

Почему, говоря о своем существе, мы говорим, что у человека две стороны символизируют метод и энергию, или праджню? Потому что люди не состоят из двух отдельных половин: у человека есть левая сторона и правая, и эти две стороны существуют в единстве. Итак, из этого вы можете понять, что означает единство. Если мы соединяем руки, то можно подумать, что мы временно соединили две разные вещи. Но чтобы быть человеком, необходимо одновременно иметь обе стороны, левую и правую, пребывающие в нераздельном единстве. Теперь вам понятно, что значит 'быть в единстве'.

VI. Значение трех каналов

Этот принцип Янтра-йоги необходимо понимать. Вот почему мы говорим о правом и левом каналах и тому подобных вещах. В своей жизни мы всегда руководствуемся понятиями субъект-объект, добро-зло, мужчина-женщина, положительное - отрицательное. Но если мы будем слишком задерживаться на двойственном уровне, то никогда его не преодолеем. Нужно понимать, что есть способ выйти за пределы двойственности. Выйти за пределы - не значит уйти от положительного и отрицательного и перенестись в какое-то другое место: это значит обрести знание того, каково наше состояние на самом деле. При этом мы к тому же оказываемся в состоянии единства, ибо все, что имеет отношение к методу или более формальному аспекту, неотделимо или неотличимо от его природы или энергии, праджни. И, наоборот, все, что является функцией или энергией, является также методом или формой.

Но эти две вещи можно объединить не просто как умственные понятия, а благодаря знанию того, что на самом деле представляет собой наша жизнь. Поэтому мы и визуализируем каналы, чаще всего три канала, и если мы хотим обрести способность и умение точно управлять своей праной, следует визуализировать каналы очень четко.

Один из виднейших Учителей традиции сакяпа Трагпа Гелцен (Grags pa rgyal mtshan) написал целую книгу только для того, чтобы объяснить, что такое центральный канал, что он представляет собой не что-то физическое а само состояние единства. Посередине тела мы визуализируем светящийся центральный канал, который олицетворяет состояние знаний. Что мешает нам обрести знание?