Х.Ч.

Янтра- йога

свойственны двойственные оценки и временные рамки. Па самом деле, если мы ограничены временем, то ограничены и оценками. Что же означает выражение 'вне оценок'? Оно означает не только представление об этом состоянии, но и обладание его непосредственным знанием. И подлинным его символом является центральный канал. Говорят, что когда мы выполняем практику, прана кармической энергии или кармического действия бывает замкнута в центральном канале. Обычно мы вдыхаем воздух через две ноздри, и суть в том, чтобы объединить эти два потока воздуха в центральном канале. Наши две ноздри, подобные двум аспектам двойственного видения, заканчиваются или соединяются в центральном канале, который символизирует природу ума.

В тантризме центральный канал является символом состояния медитации или созерцания. Вот почему в Янтра-йоге есть много разных типов дыхания, например, кумбхака и ее разновидности, про которые можно сказать, что они служат для замыкания или собирания кармического дыхания в центральном канале.

Есть ряд движений и поз для совершенствования и углубления этой практики. Так работает Янтра-йога. Недостаточно только делать движения. Янтра-йога - это путь, и настойчиво практикуя ее, мы можем добиться того, чего хотим. Янтра-йога обладает четким принципом и для углубления практики существуют движения, помогающие контролировать тело.

IV Важность дыхания

В Янтра-йоге, которую выполняем мы, есть пять основных видов дыхательных упражнений;, в сущности эти пять видов работают на то, чтобы постичь состояние природы ума и сделать его устойчивым, то есть чтобы ввести кармическое дыхание в центральный канал, символизирующий состояние созерцания. Практик, который живет в состоянии созерцания, не страдает от таких нарушений, как неуравновешенная энергия. Именно поэтому, чтобы упорядочить этот аспект <энергии>, мы в Янтра-йоге занимаемся дыхательной практикой.

Многие даже не знают, для чего нужно такое упорядочение, а многие думают, что дыхание - это что-то естественное. Какой смысл упорядочивать дыхание, если мы с детства дышим естественно? Что здесь нужно менять или преобразовывать? На самом деле не существует такого дыхания, которое можно было бы назвать естественным. Как мы уже видели, дыхание связано с энергией, а энергию мы сравнивали со слепым конем. Но если конь слеп, как он может быть самостоятельным? Кто-то должен им управлять, и этот кто-то - ум.

Ум взаимодействует со всеми условиями, которые связаны с нашими обстоятельствами. Человек, который находится на горе, вроде Эвереста, спокоен, и, если у него нет проблем с высотой, чувствует себя хорошо, тогда как человек, который идет пешком по улицам забитого транспортом города вроде Неаполя, как это делаю я, когда иду от вокзала к университету, дышит вредным и загрязненным воздухом.

Этот пример затрагивает два разных вида обстоятельств, и, поскольку ум взаимодействует с обстоятельствами, то, что я испытываю в Неаполе, по пути от вокзала к университету, отличается от того, что я испытываю в Тибете. Чтобы объединиться с этим состоянием, нужны большие способности - обстоятельства постоянно меняются, и все это проявляется в уме.

Представим себе, что я свободен от дел и нахожусь в окружении множества добрых друзей. Кто-то предлагает пойти прогуляться в горы, у нас вдоволь еды и питья, всем весело, повсюду цветут цветы. Как я чувствую себя в этом случае?

Теперь представим себе другой день: погода плохая - хмурая и дождливая. Ко мне заходят двое друзей, муж и жена. Они поссорились, и у них масса проблем. Он заводит разговор об одной проблеме, она - о другой. Как я могу себя чувствовать? Конечно, я чувствую себя не так, как прежде. Вот что имеется в виду под изменением обстоятельств. Ум взаимодействует с обстоятельствами, обстоятельства меня беспокоят, и это проявляется в уме. И, как следствие, дыхание тоже изменяется.

Посмотрите на студентов, которые приходят сдавать экзамен: они дышат, как лягушки. Прежде чем принимать экзамен, я всегда говорю: 'Расслабьтесь, пожалуйста'. Но вскоре их дыхание снова непроизвольно меняется, потому что обстоятельства способствуют волнению. Таким образом можно понять, что дыхание зависит от ума.

Независимое, автономное, естественное дыхание, совершенно не связанное с умом, существует, но у нас, вследствие многолетней привычки, дыхание обычно взаимодействует с умом. Поэтому, чтобы решить проблему, недостаточно подышать пару минут. Прежде всего, чтобы уметь упорядочивать <дыхание> и успокаиваться, нужны некоторые усилия в практике. Затем нужны определенные методы, чтобы