Лили Джон

Программирование и метапрограммирование человеческого био-компьютера

подходов к рассмотрению нашей собственной мыслительной машины и ее работы возможен такой, который отыскивает и исследует неизвестные источники основ- ных допущений. Далее в общих чертах как раз и рассматривает- ся проблема их происхождения и конструирования.

Если взять достаточно большую выборку образцов мыслительной продукции обычного ума, то выход на метатеоретический уро- вень должен бы обеспечивать возможность отыскивать базовые допущения и их источники. Однако я сомневаюсь, что во всех случаях взгляд с метатеоретического уровня на собственные способности адекватно наблюдать и анализировать ментальные события и сводить их к логическим основаниям, окажется эф- фективным. В каких-то областях мышления это возможно. Может быть, это доступно определенному типу умов. Но вряд ли это так по отношению к умам, заблокированным слепой верой в ба- зовый набор допущений, - которые поэтому действуют логически прямолинейно.

Метатеоретическая позиция может использоваться не только для анализа структуры человеческого ума как компьютера общего назначения и критериев его совершенства. Выявлять наборы ба- зовых допущений необходимо в различных областях мышления. К таким базовым допущениям можно отнести и разнообразные пра- вила, используемые в играх, которые люди ведут с природой, социумом и между собой. Эти игры ведутся на различных уров- нях абстракции, с различной степенью совершенства, с полной отдачей или безразличием. Отметим, что контакт с внешней ре- альностью предъявляет собственные требования, которые могут сильно отличаться от тех, которые может задавать ум в соот- ветствии со своими особенностями. В этой работе внешней ре- альности уделяется мало внимания. Интерес автора в основном сосредоточен на мыслительной машине как таковой. В те перио- ды времени, когда эта машина не загружена контактами с дру- гими биокомпьютерами или внешней реальностью, можно попы- таться изучить ее структуру в чистом виде. Мой ум, рассмат- риваемый как чистая лабораторная культура в условиях физи- ческой изоляции и одиночества, является исходным материалом для этого исследования (Лилли, 1956).

Внимание автора в основном сосредоточено на тех метатеорети- ческих положениях, которые остаются открытыми настолько, насколько это возможно для разумного объяснения и построения приемлемых моделей мыслительных процессов, возникновения ис- ходных допущений, своеобразия я относительно остального ума и возможных трансформаций я, которые сохраняют обрати- мость, и будучи гибкими, дают возможность обнаружить и испы- тать новые и, возможно, более эффективные способы мышления.

Являемся ли мы суммой и сущностью собственного опыта и нас- ледственности, а также нашего моделирующего воздействия на других людей, животных, растения, или же мы что-то сверх этого? По мере того, как мы мучительно пытаемся найти ответ на этот главный вопрос существования я, подобно тому, как это делали люди в течение тысячелетий, мы обнаруживаем, что такой тип вопросов и попытки ответить на них ведут к новым горизонтам понимания, новым системам мышления, в том числе математического, новой науке, новым точкам зрения, новой че- ловеческой деятельности. Если попытаться осмыслить себя и свою природу как результат другой, не человеческой эволюции, если попытаться представить свое я как живущее совсем в другом социальном окружении, нежели то, действию которого мы подвергались, или вообразить себя эволюционирующим как орга- низм с таким же или более сложным интеллектом, но не на су- ше, а в море или на планете, расположенной ближе или дальше от солнца, тогда можно ясно увидеть относительный характер нашего я. Давайте осторожно рассмотрим, к примеру, генети- ческие мутации, ведущие к различным человеческим формам, структурам и ментальным комплексам. Одна из возможных мета- теоретических позиций состоит в том, что многие из таких му- таций в подходящих комбинациях, поставленные в соответствую- щие условия внешней среды, - а их может быть миллионы вари- антов, могут привести к появлению жизнеспособных существ, которые начнут эволюционировать. Другими словами, даже те мутации, которые сейчас летальны, могли бы оказаться полез- ными с точки зрения выживания при особых условиях.

Если в этом заявлении есть хоть доля истины, тогда стоит осуществить продуманный комплекс экспериментов по приспособ- лению к различным средам с использованием особых диет, под- ходящего соотношения периодов сна и бодрствования, света и темноты, объема различных видов радиации, уровня шума, коли- чества движения и т.д. с мутантами на различных