Лили Джон

Программирование и метапрограммирование человеческого био-компьютера

со стороны кого-нибудь еще. Гипноти- ческий феномен наблюдается, когда данный биокомпьютер позво- ляет себе быть более или менее запрограммированным кем-то другим. Метапрограммирование рассматривается в качестве бо- лее содержательного термина, нежели внушаемость. Метапрог- раммирование предполагает не только конечный результат дейс- твия, но и принимает во внимание источники, входы, выходы и протекание основных процессов. Внушаемостью можно назвать, скорее, только свойство принятия приказов и их выполнение, а не учет и рассмотрение источников, входов, выходов и основ- ных процессов (см. Г.Борнгейм и Клара Халл).

16. Ум определяется, как общая совокупность всех программ и метапрограмм данного человеческого компьютера, вне зависи- мости от того, можно ли их немедленно вызвать, распознать и наблюдать в действии у себя или у других. Таким образом, в другой терминологии, ум включает в себя неосознаваемые и инстинктивные программы. Такое определение и основное допу- щение обладает различными эвристическими преимуществами в сравнении со старыми концепциями и терминологией. Разделение на ум и тело не является более необходимым в свете этой но- вой системы определений. Ум есть сумма программ и метапрог- рамм, т. е. средство программирования человеческого био- компьютера.

17. Мозг определяется как видимая, осязаемая живая структу- ра, включенная в человеческий биокомпьютер. Реальные связи биокомпьютера в человеческом теле не имеют еще полного опи- сания (например, еще не описаны цепи обратных связей, биохи- мического или эндокринного типа с основными органами). Гра- ницы мозга можно рассматривать и как пределы распростране- ния центральной нервной системы на периферии. Наряду с ЦНС сюда можно включить и так называемую автономную нервную систему.

18. В некоторых областях человеческого мышления и научного поиска возникает необходимость в третьей сущности, иногда предполагающей, а иногда не нуждающейся в компьютере мозг-ум. В этой сфере термины дух, душа и им подобные относятся к чему-то нематериальному. Такие термины неизбежно становятся предметом дискуссии о конечном смысле существова- ния, происхождении компьютера мозг-ум, исчезновении или сох- ранении нашего я после телесной смерти, о существовании или несуществовании умов, больших чем наши внутри или вне мозга-компьютера. Тогда и там, где это станет необходимым, эта экстракомпьютерная сущность может быть включена в эту теорию. (Я согласен, что такие допущения могут стать необхо- димыми, чтобы придать высший смысл Человеку как целому. Ре- лигия - это поле экспериментальной науки. Работа в этой об- ласти начинается с основных допущений великого психолога Вильяма Джеймса. В будущем определения предлагаемой теории можно будет распространить и на эту область. К тому времени можно ввести некоторый составной термин мозг-ум-дух). Пока же имеется проблема существования этой третьей сущности. Су- ществуют как те, кто допускает ее существование, так и те, кто заявляет, что она не существует.

19. -Определенные химические вещества обладают программирую- щим и метапрограммирующим действием, т.е. изменяют работу биокомпьютера, одни - на программном, другие - на метапрог- раммном уровне. Некоторые вещества, представляющие интерес для уровня метапрограммирования, позволяют перепрограммиро- вание, другие обеспечивают модификации метапрограмм. (Старые названия этих веществ перегружены диагностическими, терапев- тическими, медицинскими, моральными, этическими и сопутству- ющими значениями). При научном использовании социальные от- тенки смысла утрачивают актуальность. Такие термины, как психофармакологически активные препараты, психотомимети- ки, транквилизаторы, наркотики, анестезирующие, анальгетики и т.д. здесь используются вне терапевтическо- го, диагностического, морального, этического и юридического значений. Все эти области следует подвергнуть тщательной пе- реоценке с новой точки зрения. Приложение данной теории к социальным процессам может помочь прояснить многие вопросы в этой противоречивой области. Например, термин перепрограм- мирование и перепрограммирующие вещества может быть при- менен для компонентов, аналогичных диэтиламиду лизергиновой кислоты (ЛСД). Для других веществ, подобных этиловому спир- ту, может быть использован термин вещество, подавляющее ме- тапрограмму. Подобным же образом предлагаемая теория может быть полезной в других областях классических исследований - в психофармакологии, нейрофизиологии, биохимии и психологии.

Некоторые детали работы самого мозга можно описать оператив-