Вотинас Зигфрид

Кто они - дети индиго

даны обе возможности, которые также содержатся в цвете индиго: одно из направлений в этом голубом является темным, черным, оно указывает на разрушительные силы высокого и холодного интеллекта и на его безудержное стремление к власти, если силы сердца не могут заявить о себе.

В другом направлении это может просветлиться до пронизанного светом голубого или до пронизанного теплом голубо-фиолетового. Тогда оно станет выражением спиритуального мышления, которое хочет воздействовать опосредующе и вы-равнивающе.

В каком же из этих двух направлений будут развиваться дети индиго как дети нового времени, зависит от того, будет ли и каким образом узнана и принята нами эта задача. В этом состоит требование.

Через интерес, способность спрашивать и вести диалог, с любовью, искренностью и правдивостью мы в общении с ними разовьем и наше собственное Я и спиритуальную часть нашей личности - именно этого хотят достичь эти дети [приложение 5].

И в той мере, в какой им это удастся, они выполнят свою < миссию >. И таким образом новое придет в нашу будущую культуру. Ведь эти дети несут в себе завет будущего, которого ищет настоящее: - духовное настоящее,

Приложение 1

Упражнения в самопознании и укреплении личности К ак же можно соответствовать этому вызову, который обращен к каждому человеку наших дней?

За последние десятилетия я мог в своих курсах по концентрации и медитации познать действенность совсем элементарных упражнений, которые в различных вариациях можно найти в ду-ховнонаучной литературе. Их плодотворность и фундаментальность были подтверждены многими людьми.

Если их регулярно практиковать, то возможны первые шаги, чтобы лучше видеть в себе собственные индивидуальные особенности. Одновременно ядро личности, собственное Я, укрепится для всевозможных встреч.

Речь идет об упражнениях, которые уже много тысячелетий в различных формах практиковались людьми, стремившимися к духовному развитию. Рудольф Штайнер заново описал их для настоящего времени, и для многих людей они уже не являются чем-то незнакомым.

В этой связи я хотел бы кратко описать три возможности:

Обратный обзор прошедшего дня

Перед отходом ко сну вечером выбирают 5-10 мин. и пытаются представить себе ход дня в обратном порядке, и именно так, как будто бы смотрят сверху на самого себя как на чужого человека. В череде картин духовным взором просматривают отдельные этапы дня, как идущий в обратном порядке фильм.

Определенной практики в таком самонаблюдении можно достигнуть, если начинать с представления отдельных маленьких частей жизни прошедшего дня. Тогда становятся все более ловким и более сноровистым в таком обратном просмотре, так что при продолжении упражнения его начинают делать за все более короткий промежуток времени. Такой обратный просмотр переживаний имеет определенную ценность для духовного обучения, так как он приводит душу к освобождению в представлении от обычной привычки просто следовать мышлением чувственно-воспринимаемому ходу события.

Через это укрепится образное мышление и память. К тому же человек учится делать для самого себя более объективно осознанным и свое действительное поведение по отношению к другим людям, также и к детям, и может наметить себе, чтобы иначе проявлять себя в будущих ситуациях. Так как есть опасность потеряться в деталях, то вначале берут более крупные этапы и только один маленький, где пытаются более детально представить себе обратное течение.

Через некоторое время упражнения человек замечает, что обратное вспоминание удается все лучше и такие мелкие детали как бы сами по себе входят в сознание. Однако нужно следить за тем, чтобы не останавливаться на деталях, нужно пытаться - с определенной динамикой - где-то за 10 минут дойти обратно до начала дня. Потом можно присоединить свою вечернюю молитву или медитацию, с которой подготавливаются к ночи.

Утром рекомендуется обратный порядок: после молитвенно-медитационного начала делают короткий обзор предстоящего дня, когда как можно более образно визуализируют для себя предстоящий день и особенно отчетливо самые важные ситуации, например, в каких ситуациях очень важно присутствие духа. - Ничего страшного, если день пойдет по-другому.

Следующая группа упражнений служит прежде всего укреплению сил сознания и Я в мышлении, действиях и чувствовании. Поскольку они должны уравновешивать и сопровождать все другие медитативные упражнения, они называются соупражнениями. Они взывают и гармонизируют одновременно сердце как орган восприятия и упорядочивают течения