Безант Анни

Эзотерическое христианство

также легко меняет свою форму с изменением мысли. По мере того, как материя становится плотнее и тяжелее, она труднее меняет свою форму, пока, дойдя до предела своей плотности в физическом мире, не становится прочной и трудно изменяемой. Но если ей предоставить достаточно времени, даже и эта тяжелая материя меняется под влиянием одушевляющей идеи, что можно ясно проверить на человеческом лице, которое меняется под влиянием различных мыслей и эмоций. Эта истина лежит в основе доктрины Пресуществления, которая так плохо понимается заурядным протестантом. Но такова была всегда судьба оккультных истин, когда их сообщали невежественным людям. Измененная субстанция, это - идея, которая превращает предмет в форму, соответствующую ей. Хлеб перестает быть мукой и водой; идея, которая управляет смешением муки и воды и приготовлением теста, это и есть субстанция, делающая его хлебом, а мука и вода - это то распределение частиц материи, которое дает идее форму. Изменяется идея или субстанция, и мука и вода принимает другую форму, как это бывает и тогда, когда мука и вода ассимилируются телом. Химики открыли, что тот же род и то же число химических атомов может быть расположено различным образом, и благодаря этому стать совершенно другими, получить иные свойства, хотя материалы остаются те же самые; такие изометрические соединения принадлежат к числу наиболее интересных химических открытий нашего времени; они доказывают, что распределение одинаковых атомов под воздействием различных идей дает различные тела. Каково же это изменение субстанции в материалах, употребляемых в Св. Евхаристии? Идея, давшая начало данному предмету, изменилась; в своем нормальном виде хлеб и вино представляют собой предметы питания, выражающие собой идею питательных веществ, пригодных для построения тела. Новая идея представляет собой идею природы и жизни Христа, пригодной для построения духовной природы и духовной жизни человека. Перемена произошла в субстанции, самый предмет и его физический материал не изменился, изменилась его тонкая невидимая материя под воздействием измененной идеи и эта перемена придала предмету новые свойства. Эти свойства действуют на тонкие тела причастников и настраивают их на природу и жизнь Христа. И от достоинства причастника зависит размер воздействия, оказанного на него.

На недостойного участника то же самое воздействие окажет разрушающее влияние, так как его природа, сопротивляясь действующим на нее силам, разбивается о них, подобно тому, как может разбиться вдребезги физический предмет благодаря сильному напору вибраций, которые он не в состоянии воспроизвести.

Таким образом, достойный причастник вступает в единение с природой Жертвы, с Христом, и благодаря этому соединяется также и с божественной Жизнью, или с Отцом Христа. Так как акт жертвы со стороны формы означает отдачу своей отдельной жизни, чтобы стать частью общей жизни, то благодаря этой отдаче жертвователь вступает в единство с Богом. Это - самоотречение низшей природы в пользу высшей, отдача тела, как орудия отдельной воли, чтобы стать орудием божественной Воли; чтобы предоставить свои тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу*13. Из этого следует, что учение церкви было истинно: праведный участник в Таинстве Евхаристии действительно разделяет жизнь Христа, излитую для людей. Превращение низшего в высшее - вот цель этого Таинства, как и всех остальных Таинств. Изменение низшей силы благодаря ее соединению с высшей силой - вот к чему должны стремиться участники Таинств; и все, кому известна эта внутренняя истина и кто сознает действительность высшей жизни, могут благодаря таинствам, к какой бы религии они ни принадлежали, - войти в более совершенное, более полное соприкосновение с божественной Жизнью, которая поддерживает все миры; но для этого необходимо приступать к Таинству с восприимчивой душой, с верой и с открытым сердцем, тогда обнаружится вся его реальная сила. Таинство Брака обладает всеми признаками Таинства столь же ясно и определенно, как и Крещение и Евхаристия. В нем также соединяются и внешний знак и внутренняя благодать. Физический материал представляет собой обручальное кольцо замкнутый круг, символ вечного; Слово Могущества - древнюю формулу: Во имя Отца и Сына и Св. Духа; Знак Могущества - соединение рук брачующихся, символизирующее соединение их жизней, что вместе взятое представляет собой внешнюю сущность Таинства. Внутренняя благодать состоит в соединении души с душой, сердца с сердцем, которое делает возможным осуществление духовного единения, без чего