Безант Анни

Эзотерическое христианство

что Сын человеческий, это - термин, который относится к Посвященному, не к Христу воскресшему и прославленному, а к Сыну, пока он еще совершается*11, пока достигает совершенства. Во время прохождения тех ступеней эволюции, которые ведут на Путь Испытания и включают и самый Путь, первый аспект духовного тела (Тело Причинности, Causal Body) развивается быстро и позволяет человеку после смерти подняться на второе небо. После Второго Рождения, после рождения Христа в человеке начинается построение Тела Блаженства в небесах. Это - тело Христа, оно развивается во дни Его служения на земле, а по мере его развития сознание Сына Божия становится все заметнее и приближающееся слияние с Отцом просвещает раскрывающийся Дух. В христианских Мистериях, так же как и в древних египетских, халдейских и других, существовал высший символизм, выражавший ту ступень, до которой достигло духовное развитие посвящаемого. Его вводили в горницу Посвящения, где он ложился на пол с распростертыми руками, иногда на деревянный крест, иногда без креста, в положении распятого человека. Затем до его сердца дотрагивались тирсом, копьем распятия; тело его впадало в глубокий транс, соответствующий смерти распятого, а сам он переходил в потусторонний мир. Тело помещали в каменный саркофаг и оставляли его там, тщательно охраняя его. В это время сам человек вступал прежде всего в темную область, именуемую сердцем земли, а затем поднимался на небесную гору, где он облекался в тело блаженства, уже вполне готовое для того, чтобы служить проводником для сознания. В этом теле он возвращался в свою физическую плоть и оживлял ее. Крест, на котором лежало тело, или, если под ним не было креста, то само застывшее в трансе тело вынимали на третий день из саркофага и помещали на покатом склоне лицом на восток, в ожидании восхода солнца. В момент, когда лучи солнца касались его лица, достигший совершенства Посвященный, или Учитель, возвращался в свое физическое тело, прославляя его соприкосновением с телом блаженства, в которое Он был облечен; это соприкосновение изменяет его физический проводник, придает ему новые свойства, новые силы и новые способности, преображает его в свое подобие. Таково было Воскресение Христово, после которого самая плоть Его преобразилась. Этим объясняется, почему символом воскресшею Христа избрано Солнце и почему в пасхальных гимнах постоянно упоминается восходящее Солнце Праведности. О торжествующем Христе написано: Я есмь живый и был мертв и се, жив во веки веков, имею ключи ада и смерти*12. Все силы низших миров покорились Сыну, восторжествовавшему со славой; над Ним смерть потеряла свою власть, Он держит жизнь и смерть в Своей Могучей Деснице*13. Он - воскресший Христос, Христос торжествующий. Вознесение Христа относилось к Мистерии третьего аспекта духовного тела, к облачению в Одежду Славы, готовящего соединение Сына с Отцом, человека с Богом, когда его Дух прославляется Славой, которая принадлежит ему прежде бытия мира*14. И тогда тройственный Дух становится единым, познает себя вечным и в нем выявляется Сокрытый Бог. Вот что изображает доктрина Вознесения по отношению к индивидуальному человеку. Вознесение человечества совершится тогда, когда вся человеческая раса достигнет состояния Христа, ступени Сына, когда этот Сын станет единым с Отцом, и Бог будет все во всем. Это - цель человечества, предвосхищенная в торжестве посвященного, но цель эта может быть достигнута лишь тогда, когда вся раса поднимется до совершенства, когда великий сирота Человечество перестанет быть сиротой и сознательно познает свое Божественное Сыновство. Изучая таким образом доктрины Искупления, Воскресения и Вознесения, мы достигаем истин, которые раскрывались в Малых Мистериях, и мы начинаем понимать настоящий смысл апостольского учения, по которому Христос - не единственная индивидуальность, а первенец из умерших*15; начинаем понимать, что каждый человек должен стать Христом. Из этого следует также и то, что Христос признавался не внешним спасителем, за счет праведности которого люди спасались от Божьего гнева. В ранний период Церкви существовало высокое и вдохновляющее учение, по которому Христос был лишь первым совершенным плодом человечества, образцом, который должен быть воспроизведён каждым человеком в самом себе, жизнью, в которой должны участвовать все. Посвященные всегда рассматривались как эти первые плоды, как обетование человечества, идущего к совершенству. На заре христианства Христос был для своих последователей живым символом их собственной божественности, совершенным