Безант Анни

Эзотерическое христианство

Бытие, Разум и Блаженство. В популярном изложении Проявленный Бог есть Троица: Шива Начало и Конец; Вишну - Хранитель; Брама - Создатель вселенной. Учение Зороастра дает такую же Троицу: Ахурамазда, Великий, Первый; затем близнецы, двойственное Второе Лицо - ибо Второе Лицо св. Троицы всегда двойственно (Эта идея выродилась в наше время в противоборствующих Бога и Дьявола) и третье Лицо, Вселенская Мудрость, Армаити. В Северном Буддизме мы находим Амитаба, беспредельный Свет; Авалокитешвара, источник воплощений и Манджусри, Мировой Разум. В Южном Буддизме идея Бога замерла, но с многозначащим упорством Троица появляется снова как три идеи, которые составляют для северных Буддистов их прибежище, это - Будда, Дхарма (Доктрина) и Сангха (Знание). Но и сам Будда почитается иногда как Троица; на камне Будда Гайя сохранилась надпись, посвященная Ему как воплощению Вечного, и там сказано: Ом! Ты еси Брама, Вишну и Махэша (Шива)... Я поклоняюсь Тебе, который превозносится в тысячи именах и под разными формами, во образе Будды, Бога Милосердия*7. В угасших религиях находим ту же идею Троицы. В Египте она была преобладающей во всем религиозном культе. Мы имеем в Британском Музее иероглифическую надпись, относящуюся к царствованию Сенека, в восьмом столетии до христианской эры, показывающую, что чтение о Троице составляло часть их религии*8. То же было и в эпохи гораздо более отдаленные, Ра, Осирис и Гор представляли собой Троицу, пользовавшуюся широким признанием; в Абидосе поклонялись Осирису, Изиде и Гору; в иных местах им поклонялись под другими именами, а треугольник был повсеместно употреблявшийся символ Троичной Ипостаси. Основная идея Божественной Троицы, какие бы имена ей ни давались, выясняется в изречении, цитируемом из Маруфо, древнего оракула, который, осуждая гордость Александра Великого, говорит: Прежде Бог, затем Слово, и с ними Дух*9. В Халдее Божественная Троица носила названия Ану, Эа и Бэл; Ану - Начало всего, Эа - Мудрость, Бэл - творческий Дух. Относительно Китая Уильямсон замечает: В древнем Китае императоры имели обыкновение приносить жертву каждые три года Тому, кто един и троичен. Существовало китайское изречение: Фо - единое Лицо, но имеет три формы... В возвышенной философской системе Китая - даосизме - Троица определяется так; Вечный Разум произвел Одного, Один произвел Двух, Два произвели Трех, а Три произвели все вещи; это, по мнению Ле Конта, показывает, что они имели некоторое знание относительно Троицы*10. В Христианской доктрине Св. Троицы мы находим полное согласие с остальными вероучениями относительно роли трех Божественных Лиц; слово Лицо или Лик происходит от слова Личина, то, что прикрывает, маска Единого Существования, Его Самораскрытие в трех формах. Отец - Начало и Конец всему; Сын - двойствен по Своей природе и есть Слово или Мудрость; Святой Дух - Творческий Разум, который носился над хаосом первозданной материи, организуя ее в материалы, пригодные для построения видимых форм. Это тождество функций Св. Троицы, хотя они и появляются под различными именами, доказывает, что мы имеем дело не с одним внешним сходством, а с выражением внутренней истины. Эта троичность проявляет собою нечто, что можно проследить в природе и в эволюции, и если понять это нечто и внутренний рост человека, и все ступени его развивающейся жизни осветятся новым пониманием. Далее мы находим, что на всемирном языке символов Три Лица имеют определенные эмблемы и могут быть узнаны по ним, несмотря на все различия форм и имен. Есть еще одна сторона, которую мы должны помнить, прежде чем кончим с экзотерическими утверждениями относительно Св. Троицы - это связанное со всеми перечисленными Троицами четвертое основное проявление, дое Лицо Троицы имеет свою проявленную Силу, образуя таким образом в общем шесть аспектов; Единый и эти шесть аспектов составляют в Индуизме священное Семь, Во многих Троицах появляется женский аспект, всегда имеющий отношение ко Второму Лицу и тогда возникает священная Четверица.

Теперь перейдем к внутренней истине.

Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень Всего, Верховный Отец. Слово Воля или Могущество более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо пока нет Воли для проявления, не может быть и проявления, и пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Можно утверждать, что вселенная имеет свои корни в божественной Воле. Затем следует второй аспект Единого - Мудрость; Воля руководима Мудростью и потому написано, что без Него ничто не начало быть,