Безант Анни

Эзотерическое христианство

которая не способна утолить голод и годна только для свиней*8. Эту ступень Иисус определяет такими сильными словами: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником*9. Эти слова принадлежат к трудным изречениям и все же верно, что из этой ненависти возникает более глубокая и более истинная любовь и что необходимо пройти через эту ступень на пути к Тесным Вратам. Вслед за тем стремящийся должен научиться управлять своими мыслями, а это приведет к контролю над действиями, ибо для внутреннего зрения мысль и действие сливаются в одно. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем*10. Затем он должен развить в себе Терпение, ибо кто стремится к Крестному Пути, должен быть готов к самым тяжким испытаниям и он должен выносить их так, как будто бы он уже видел Невидимого, и потому оставался тверд. Кроме этих качеств он должен развить в себе Терпимость над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных*11, и учеником Того, Кто повелевает своим Апостолам не запрещать человеку произносить Его имя, хотя бы он и не следовал за Учителем*12. Далее, вступающий на Путь должен приобрести Веру, для которой нет ничего невозможного*13 и Равновесие, о котором также говорит Апостол*14. Наконец, он должен искать только Горнего*15 и стремиться к блаженству лицезрения Бога и соединению с Ним*16. Когда человек приобрел эти качества, он считается готовым к Посвящению и Хранители Мистерий открывают перед ним Тесные Врата. Лишь при таких условиях может стремящийся рассчитывать на принятие. Дух человека есть Божественный Дар и потому он соединяет в себе все три аспекта Божественной Жизни: Разум, Любовь и Волю являясь образом и подобием Бога. По мере того, как дух раскрывается, в нем развивается сперва аспект Разума, интеллектуальные способности, эволюция которых совершается в обыденной жизни. Когда это развитие достигло высокой ступени и рядом с этим выросло и нравственное чувство, тогда человек приближается к вступлению на Путь. Второй аспект духа есть Любовь, обладание которой и есть рождение в нас Христа. В истинных Мистериях совершается это рождение - ибо жизнь ученика есть мистическая драма и ряд Посвящений отличают ее различные ступени. В Мистериях, происходивших на физическом плане, эти ступени изображались в драматической форме и самые церемонии представляли собой во многих отношениях образцы того, что происходит на Горе; а в век упадка они являлись как бы отражением великих Реальностей духовного мира. Мистический Христос имеет, следовательно, два значения: прежде всего Он - Логос, Второе Лицо Св. Троицы, нисходящий в Материю, а затем Он же - Любовь или второй аспект раскрывающегося в человеке Божественного Духа. Первый аспект выражает космические процессы, бывшие в прошлом, и есть корень солнечного мифа; второй представляет собой процесс, совершающийся в индивиде, завершающий фазис его человеческой эволюции и в нем отражаются многие подробности солнечного мифа. И тот, и другой аспект содействовали возникновению Евангельских повествований, а оба вместе составляют образ Мистического Христа. Обратимся сперва к Космическому Христу, т. е. к Божеству, облекающемуся в материю, попробуем постигнуть суть воплощения Логоса, когда Он одевается в плоть. Когда материя, предназначенная для образования нашей солнечной системы, отделилась от бесконечного океана материи, заполняющей пространство, Третье Лицо Св. Троицы - Святой Дух - начал изливать Свою Жизнь в эту материю, чтобы оживотворить ее, дабы она могла слагаться в определенные формы. Затем материя формуется жизнью Второго Логоса или Второго Лица Троицы, которое приносит Себя в жертву, заключая Себя в ограничения материи, становясь Небесным Человеком, в Теле которого существуют все Формы, как части его. Таков космический процесс, драматически представляемый в Мистериях; в истинных Мистериях процесс этот представлялся как видимое совершение в пространстве, а в Мистериях на физическом плане он же изображался путем магических и других средств, а в некоторых своих частях и при помощи актеров. Процессы эти очень ясно указаны в Библии: когда Дух Божий носился над водою во тьме, которая была над бездною*17 - великая бездна материи не имела еще формы, она была пуста, являла собою хаос. Форму ей придал Логос, Слово, о котором сказано: все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть*18. В книге Ледбитера эта идея выражена очень удачно: