Безант Анни

Эзотерическое христианство

нападений со стороны нехристиан, но и в пределах самого христианства тяжело задевала людей с чуткой совестью. Некоторые из наиболее глубоких христианских мыслителей последней половины девятнадцатого столетия испытывали мучительные сомнения относительно церковных учений об Искуплении и старались понять и представить их в таком аспекте, который бы разъяснил и смягчил грубое их понимание, истекавшее из неразумного чтения нескольких глубоко мистических текстов. Относительно этих текстов следовало бы не забывать предупреждение Апостола Петра: Возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращаются...*1 Тексты, касающиеся тождественности Христа и его братьев-человеков были переиначены, им был придан смысл юридического заместительства человечества Христом; благодаря этому толкованию получился выход, дающий возможность уклониться от последствий греха, тогда как это тождество должно бы служить вдохновением и побуждением к достижению праведности. Общее учение первоначальной Церкви относительно Искупления сводилось к тому, что Христос, как Представитель Человечества, встречает и побеждает Сатану, представителя Темных Сил, которые держат человечество в плену, что Он отвоевывает пленников у Сатаны и освобождает их от власти Темных Сил. Постепенно, по мере того, как Христианские наставники теряли соприкосновение с духовными истинами и свою собственную растущую нетерпимость и суровость стали приписывать любящему Отцу - как Он отражается в подлинных учениях Христа, - они начали изображать Его разгневанным на человека, Христа же - спасающим человека от гнева Божия, а не освобождающим его из плена злой силы. Затем были прибавлены выражения,. еще более материализующие первоначальную духовную идею, и доктрина Искупления была окончательно намечена. Произведение Ансельма Zur Deus Homo наложило на нее печать и учение, медленно враставшее в христианскую теологию, оказалось отныне под эгидой Церкви. Римско-католики и протестанты во времена Реформации одинаково верили в заместительный характер Искупления, совершенного Христом. В этом вопросе среди них не было разногласия. Но пусть лучше сами христианские богословы выскажут, как они понимают Искупление... Лютер учит, что Христос воистину и действительно испытал за все человечество гнев Бога, проклятие и смерть. Флявель пишет: Гневу, гневу бесконечного Бога, истинного, был предоставлен Христос, вплоть до мучений ада, и это - рукою своего собственного Отца. Англиканская проповедь утверждает, что грех вырвал Бога из небес, чтобы он почувствовал ужасы и страдания смерти и чтобы человек, это исчадие ада и союзник дьявола, был выкуплен смертью единородного и возлюбленного Сына Божиего; пыл Его гнева, Его пламенный гнев мог быть утишен лишь Иисусом, столь приятно было для Него жертвоприношение Своего Сына. Более логичный Эдуардс видел большую несправедливость в двойном наказании и в мучениях ада, налагаемых дважды, сперва на Иисуса, заместителя человечества, а затем также и на погибшую часть человечества; вместе с большинством кальвинистов он принужден ограничить искупление для одних лишь избранных и объявить, что Христос нес грех не всего мира, а только избранных; Он страдал не за мир, но за тех, которых Ты дал мне. При этом Эдуардс все же стоит твердо за идею заместительства и отвергает всемирное искупление на том основании, что верит, что Христос умер за всех, это - верный способ доказать, что Он не умирал ни за кого в том смысле, как христиане верили до сих пор. Он заявляет, что Христос пострадал от гнева Божия за грехи людей; что Бог наложил свой гнев на заслуживших и Христос подвергся мукам ада за грехи. Оуэн смотрит на страдания Христа как на полноценное удовлетворение Божественной справедливости за все грехи избранных и говорит, что Он подвергся тому самому наказанию, ... которое должны были перенести они.*2 Чтобы доказать, что эта точка зрения продолжает господствовать в церквах, я писала далее: Строуд заставляет Христа испить чашу гнева Божия; Дженкин говорит: Он страдал как отвергнутый, осужденный и забытый Богом. Дуайт думает, что Он испытал ненависть и презрение Бога. Епископ Джейн говорит нам, что после того, как человек сотворил свое наибольшее зло, вынести наихудшее досталось на долю Христа. Он попал в руки своего Отца. Архиепископ Томсон проповедует, что облака Божьего гнева скопились над всем родом человеческим: они разразились над одним