Лао-Цзы

Канон выявления изначального

XLVIII.

Повседневное овладение Знанием* -

прибыльно.

Повседневное постижение Дао -

убыточно.

Убыточнейшее Убыточное -

Глубочайшее Не-влияние.

Поднебесная покоряется

неизменному Не-воздействию.

Прибегая к воздействию -

не овладеть Поднебесною.

-------------------

* См. прим. к XX.

XLIX.

У постигшего нет неизменного сердца.

Сердце его - из сердец простолюдья.

Благ я к благому

и благ к не-благому.

Дэ есть Благо.

Доверяющему доверяюсь -

доверяюсь и недоверяющему.

Дэ есть Доверие.

Постигший живёт Поднебесною.

Сердца лебезящих пред власть имущими

Её замутняют.

Постигший относится к ним

как к детям.

L.

Жизнь выходит -

смерть входит.

Потакающих жизни -

из десяти - трое.

Потакающих смерти -

из десяти - трое.

Людей, живущих

с переменным пространством смерти,

также - из десяти - трое.

Отчего это так?

Оттого:

слишком влекутся к жизни [к LXXV] [к LXXVI].

Ведь слыхал я:

Жизнь благо-вбирающий

в пути не столкнётся

с тигром ли, носорогом

и среди боя -

неуязвим для оружия.

Тигру - негде

втиснуться лапой.

Носорогу - негде

попасть своим рогом.

Оружию - негде

вонзиться в него.

Отчего это так?

Оттого:

не содержит пространства смерти.

LI.

Дао - рождает.

Дэ - вскармливает.

Вещество - облекает.

Условия - совершенствуют.

Вот отчего среди сущностей

нет таковых,

что

не уважали бы Дэ,

но почитали бы Дао.

Уважаем Дао -

Дэ почитаема.

Коли нет предначертывающих,

но есть неизменная

Естественности Тождественность,

то:

Дао - рождает,

Дэ - вскармливает,

возглавляет, воспитывает,

питает и опекает.

Порождать, но не владеть.

Свершать, но не притязать.

Возглавлять, но не возвышаться.

Такова Дэ Изначальная.

LII.

Поднебесная имеет Лоно,

полагаемое Матерью Поднебесной.

Познавая Её, Кормилицу,

познаёшь и Её детей.

Познавая Её детей -

пуще оберегаешь Кормилицу.

Не имея плоти -

не близишься к гибели.

Запри свои входы*,

врата их телесные, -

век хлопот знать не будешь.

Отвори входы,

умножай деяния, -

вовеки не остановишься**.

Зрящих ничтожное

зову Просветлёнными.

Оберегающих слабое

зову Могучими.

Прибегающий к своему сиянию,

обращающийся к своей просветлённости,

не теряющийся при веянье смерти

практикуется в Постоянстве.

-------------------

* Т.е. органы внешнего восприятия.

** Вариант: вовек не спасёшься (см. также в XXVII, где возможно: неизменно благом/спасает людей и спасает сущих).

LIII.

Дабы неуклонно ведать,

иду к Великому Дао.

Страшусь одного:

петлянья.

Великий Путь прост и обычен,

но людям милей тропинки.

При дворе - тишь да гладь,

в полях же - хаос и сорные травы.

В житницах - запустение.

Платья - узорного шёлка,

на поясах - мечи остры,

едой, питьём пресыщаются,

живут в избытке и роскоши.

Вот что - бахвальство разбоем

и отрицание Дао!

LIV.

Благовоздвигнутое - неколебимо.

Благовоспринятое - неотторжимо.

Оттого сыновья и внуки

как древле приносят жертвы.

Дэ совершенствующего Это в себе -

подлинна.

Дэ совершенствующего Это в семье -

избыточна.

Дэ совершенствующего Это в селеньи -

вечна.

Дэ совершенствующего Это в стране -

изобильна.

Дэ совершенствующего Это во всей Поднебесной -

всеобща и повсеместна.

Отсюда:

овладевая телом - созерцаю тело,

овладевая семьёй - семью,

овладевая селеньем - селенье,

овладевая страной - страну,

Понебесной овладевая -

созерцаю всю Поднебесную.

Откуда мне ведать

какова Поднебесная?

Благодаря Этому.

LV.

Плотно припавший к Дэ

Младенцу уподобляется.

Скорпионы, змеи и осы

его не жалят.

Дикие звери -

не нападают.

Хищные птицы -

и те не ухватят.

Кости - мягкие,

мышцы - слабые,

но держится - цепко.

Совокупленья Мужского с Женским

еще доселе не ведает,

но занят - Общим*.

Семя его - целостно!

День-деньской напролёт

вопит, а не осипнет.

Гармония его - целостна!

Гармонии веданье

зову Постоянством.

Постоянства веданье

зову Просветленностью.

Умножение Жизни

зову Блаженством.

Управление Ци в сердце

зову Могуществом.

В расцвете сил выглядеть дряхлым -

таков