Лао-Цзы

Канон выявления изначального

любой из которых влечёт за собой нарушение Гармонии Великого Аккорда Мироздания [к XIV] [к XLII] [к LVI] [к Послеслов.].

V.

Небо-Земля не милосердны [к LX].

Для них всё сущее - что собаки и травы.

Постигший истину не милосерден.

Ему простолюдье - что собаки и травы.

Пространство между Землёй и Небом -

не сходно ль с кузнечным мехом?

Пусто, но не сжимается.

Преображается, но выделяет всё больше.

Многословие полагаю излишним.

Лучше придерживаться Середины.

VI.

Святое Ущелье Бессмертное -

вот Изначальное Женское.

Створ Изначального Женского -

вот Неба-Земли Корень.

Я нежен и бережен, подобно хранителю.

Пользуюсь Им без усилия.

VII.

Небо - вечно.

Земля - долговечна.

Отчего они вечны ли, долговечны?

Ибо не для себя рождают,

оттого плодоносят вечно.

Вот отчего постигший

плоть свою отстраняет,

Плоть - пропуская;

плотью своей небрегает,

Плоть - оберегая.

Разве так оттого,

что Я отвергает?

Напротив,

лишь так своё Я совершенствует.

VIII.

Высшее благо подобно воде.

Вода благоволит всему сущему,

но - ни с кем не соперничая.

Обитает в местах,

полагаемых многими низменными.

Оттого приближена к Дао.

Место благого - внизу.

Сердце его - бездонно.

Дары его - благотворны.

Слова его - доверительны.

Дела его - дружелюбны.

Преображения - своевременны.

А поскольку ни с кем не соперничает.

то и не выделяется [к LX].

IX.

Чем восполнять, удерживая,

лучше уж дать иссякнуть.

Спрятанное, но острое, -

не утаить долго.*

Золотом и нефритом выстланные покои -

нет устеречь способных.

Богатство, знатность, надменность -

недуги, к коим стремятся.

Дела вершить, своё отстраняя, -

Путь Неба.

X.

Спокойствие духа хранить,

объемля Единое,

возможно ль не уединяясь?

Сбирая Ци,

обретая мягкость,

возможно ли стать Младенцем?

Омыть и очистить

изначальное восприятие

возможно ли безупречно?

Любить народ,

выправлять государство

возможно ли без ведания?

Врата Небес

отворять-затворять

возможно ли без Женского?

Постичь и познать

четыре Простора*

возможно ли без воздействия?

Порождать и взращивать,

порождать, но не владеть.

свершать, но не притязать -

такова Дэ Изначальная.

----------------

* Ср. русское Шила в мешке... ------------------

* Юг, Север, Восток и Запад.

XI.

Тридцать спиц колеса

объединяют единою ступицей,

собою являющей Небытие.

Бытие повозки - применение Небытия.

Формуют глину,

дабы сделать кувшин,

собою являющий Небытие.

Бытие сосуда - применение Небытия.

Пробивают в стенах

окна и двери,

собою являющие Небытие.

Бытие жилища - применение Небытия.

Отсюда:

Бытие создаёт полезность,

Небытие - применимость.

XII.

Разноцветие - ослепляет.

Разнозвучие - оглушает.

Разновкусие - портит вкус.

Охота, скачки -

приводят в неистовство.

Труднодоступные вещи -

приносят вред.

Вот отчего постигший

внутренним занят -

не занят зримым.

Минует то, избирая Это.

XIII.

Благосклонность, немилость -

трепет единый.

Знатность, страданье -

для плоти едино.

Что означает:

Благосклонность, немилость -

трепет единый?

Благосклонность ввергает в зависимость.

Обретенье её - трепет.

Утрата её - трепет.

Вот что значит:

Благосклонность, немилость -

трепет единый.

Что означает:

Знатность, страданье -

для плоти едино?

Причина тягчайшего

из моих страданий -

в обладании плотью.

Не имей я плоти,

где взяться страданью?

Отсюда:

знатный,

плотью своей полагающий Поднебесную,

может равно

опереться на Поднебесную;

влюбленному,

плотью своей полагающему Поднебесную,

может равно

довериться Поднебесная.

XIV.

Вглядываюсь - не узрю.

Именую же: Заурядное.

Вслушиваюсь - не внемлю.

Именую же: Умолкнувшее.

Схватываю - не нащупываю.

Именую же: Неосязаемое.

Три в отдельности - непознаваемы,

но, сплетаясь, - творят Единое.*

Верх Его - не сияет.

Низ Его - не зияет.

Нескончаемый Неименуемый

Шнур Плетения, возвращающего

к Постоянному Не-имению.

Такова Форма Бесформенная,

Облечённое Без-Обличие.

Таково Смутно-Неясное.

Встречно следуя -

лик не вычленишь.

Вслед ступая -

спины не выявишь.

Цепко следуя Дао Древнему,

дабы ныне - бытийным править,