Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

редко находим Монархов неограниченных. Между тем древний

устав Рюриковых времен не был отменен: везде, и в самом Новегороде, Князь

судил, наказывал и сообщал власть свою Тиунам; объявлял войну, заключал

мир, налагал дани. Но граждане столицы, пользуясь свободою веча, нередко

останавливали Государя в делах важнейших: предлагали ему советы,

требования; иногда решили собственную судьбу его как вышние законодатели.

Жители других городов, подведомых областному и называемых обыкновенно

пригородами, не имели сего права.

Вероятно, что и в столицах не все граждане могли судить на Вечах, а

только старейшие или нарочитые, Бояре, воины, купцы. Знаменитое

Духовенство также участвовало в делах правления. Святополк-Михаил и

Мономах звали Олега на совет с Боярами, градскими людьми, Епископами,

Игуменами. Митрополит Киевский присутствовал на Вече Софийском.

Архиепископ Новогородский ездил с судными делами к Андрею Боголюбскому.

Подобно Князьям, Вельможам, богатым купцам владея селами, Епископы

пользовались в оных исключительным правом судебным без сношения с

гражданскою властию; под главным ведомством Митрополита судили Иереев,

Монахов и все церковные преступления, наказывая виновных эпитимиями.

Россияне в XIII веке уже имели перевод Греческого Номоканона, или Кормчей

Книги: она хранилась в Новогородском соборе и служила правилом для

разбирательства случаев, относящихся к совести Христиан. - Духовным же

особам были обыкновенно поручаемы государственные мирные переговоры:

убеждения рассудка, подкрепляемые гласом Веры, тем сильнее действовали на

сердца людей. - Но Епископы, избираемые Князем и народом, в случае

неудовольствия могли ими быть изгнаны. В отношениях гражданских Святитель

совершенно зависел от суда Княжеского: так Ярослав Феодор (в 1229 году)

судил какую-то важную тяжбу Епископа Ростовского, Кирилла, обвинил его и

лишил почти всего имения. (К чести сего Кирилла, славного необыкновенным

богатством, скажем, что он, вместо жалоб, принес благодарность Небу;

раздал остаток своего достояния друзьям, нищим и, подобно Иову страдая

тогда от недуга телесного, постригся в Схиму.)

Восшествие Государя на трон соединено было с обрядами священными:

Митрополит торжественно благословил Долгорукого властвовать над южною

Россиею; Киевляне, Новогородцы сажали Князей на престол в Софийском храме.

Князь в самой церкви, во время Литургии, стоял с покровенною главою, в

шапке или клобуке (может быть, в венце); украшал Вельмож своих златыми

цепями, крестами, гривнами; жаловал придворных в Казначеи, Ключники,

Постельники, Конюшие и проч. Что прежде называлось дружиною Государей, то

со времен Андрея Боголюбского уже именуется в летописях Двором: Бояре,

Отроки и Мечники Княжеские составляли оный.

Сии Дворяне, первые в России, были лучшею частию войска. Каждый город

имел особенных ратных людей, Пасынков, или Отроков Боярских (названных так

для отличия от Княжеских) и Гридней, или простых Мечников, означаемых

иногда общим именем воинской дружины. Только в чрезвычайных случаях

вооружались простые граждане или сельские жители; но последние обязаны

были давать лошадей для конницы. Совершив поход - большею частию в конце

зимы - Князь обирал у воинов оружие, чтобы хранить его до нового

предприятия. Войско разделялось на полки, конные и пехотные, на копейщиков

и стрелков; последние обыкновенно начинали дело. Главный Воевода

именовался Тысячским: Князья имели своих Тысячских, города также. Если

сказания Нестора о числе Олеговых и Игоревых воинов, справедливы, то

древнейшие ополчения Российские были многолюднее, нежели в XI, XII и XIII

столетии; ибо сильнейшее известное нам войско в течение сих веков состояло

только из 50000 ратников. Воины надевали латы единственно в то время,

когда уже готовились к битве; самое оружие, для облегчения людей, возили в

телегах: отчего неприятель, пользуясь нечаянностию, иногда нападал на

безоружных. Войско робкое или малочисленное ограждало себя в поле кольями

и плетнем; такие же ограды деревянные, или остроги, служили внешнею

защитою для крепостей, замков, или детинцев. Немецкий Летописец, хваля

меткость наших стрелков, говорит, что Россияне могли учиться у Ливонских

Рыцарей искусству города: но стенобитные орудия, или пороки, уже давно

были у нас известны.

Ни внутренние раздоры, ни внешние частые войны не препятствовали в

России мирным успехам торговли, благодетельным для гражданского

образования народов. В сие время она была весьма обширна и знаменита.

Ежегодно приходили