Пауло Коэльо

Одиннадцать минут

— но до такой степени нормальной, что без работы он почувствовал себя никому не нужным, никчемным, ничтожным... Через год он скончался от рака.

«Всё это чистая правда, спохватилась она, но может оказать негативное воздействие на эту девушку».

— Так или иначе, лучше, когда жизнь не преподносит неприятных сюрпризов, — договорила она. — Не исключено, что, если бы наша жизнь была более насыщенной, мой муж умер бы раньше.

Мария вышла из дому с намерением найти справочники по усадебному хозяйству. Она была свободна и потому решила прогуляться. В верхней части города её внимание привлекла табличка с изображением солнца и надписью «Дорога Святого Иакова».

Что это такое? Заметив на другой стороне улицы бар, она зашла туда и, верная своему обыкновению спрашивать обо всём, чего не знала, обратилась к девушке за прилавком. — Понятия не имею, — отвечала та. Это был фешенебельный квартал, и чашка кофе стоила здесь в три раза дороже.

Но раз уж зашла и раз уж оказалась при деньгах, то заказала кофе и решила перелистать справочники, купленные по дороге. Открыла первую книжку, но, как ни старалась сосредоточиться на чтении, ничего не получалось — это было до ужаса скучно.

Было бы гораздо интересней поговорить об этом с кем-нибудь из клиентов — они всегда знают наилучший способ поместить и приумножить капитал.

Мария расплатилась, поднялась, поблагодарила официантку, оставила ей щедрые чаевые (в этом смысле она была суеверна и считала: кто много даёт, тот много и получает), направилась к двери и вдруг, не отдавая себе отчёта в том, как важно это мгновение, услышала фразу, которая переменила её планы, её будущее, её представление о счастье, её душу и женскую суть, её отношение к мужчине, её место в мире.

— Постойте-ка.

Она удивилась. Дело происходило в респектабельном кафе, а не в «Копакабане», где мужчины могли позволить себе разговаривать с нею в таком тоне, хотя и она имела полное право ответить: «Даже не подумаю».

Мария хотела уж было продолжить путь, проигнорировав эту просьбу — или приказание? — но любопытство пересилило: она обернулась в ту сторону, откуда прозвучал голос.

Увидела она нечто странное — длинноволосый мужчина лет тридцати (или правильней было бы сказать — «молодой человек лет под тридцать»: мир вокруг неё стремительно старел), стоял на коленях, а вокруг валялись кисти.

Он писал портрет посетителя, сидевшего за столиком с бокалом анисового коктейля. Мария не заметила их, когда входила в бар.

— Не уходите. Я сейчас закончу. Мне хотелось бы написать и вас тоже.

Мария ответила — и, ответив, сама себе расставила силки:

— Мне это ни к чему.

— От вас исходит свет. Дайте сделать хотя бы эскиз.

Что такое «эскиз»? Какой ещё «свет»? Мария была отнюдь не лишена тщеславия, и слова незнакомца польстили ей, тем более, что он вроде не шутил. А что, если перед ней — знаменитый художник? Он увековечит её образ на полотне. Картину выставят в Париже или в Сальвадоре-да-Баия! Она прославится!

А с другой стороны — почему он сидит на полу, разложив вокруг все свои кисти-краски? Ведь это — дорогой и популярный бар.

Словно отгадав ее мысли, официантка сказала вполголоса:

— Он очень известен.

Интуиция не подвела Марию, но она постаралась сохранять хладнокровие.

— Время от времени, он приходит к нам и всегда приводит с собой какую-нибудь знаменитость. Говорит, здешняя обстановка его вдохновляет. Знаете, по заказу муниципалитета Женевы он создал панно, где изобразил людей, прославивших город.

Мария перевела взгляд на человека, который позировал художнику, и снова официантка прочла ее мысли:

— А это — ученый-химик, он сделал сенсационное открытие и получил Нобелевскую премию.

— Не уходите, — повторил художник. — Я освобожусь через пять минут. Присядьте пока, закажите себе что хотите, это запишут на мой счет.

Мария, как загипнотизированная, выполнила приказ — села у стойки, заказала анисовый коктейль (она не разбиралась в напитках и потому решила взять пример с Нобелевского лауреата) и стала наблюдать за работой художника.

«Я не прославила Женеву, значит, его заинтересовало что-то другое. Но это — не мой тип», думала она, снова и снова повторяя слова, которые твердила себе с первого дня в «Копакабане»: спасение — в добровольном отказе от всех силков и ловушек, расставляемых сердцем.

А поскольку для неё это стало непреложной истиной, можно было и подождать