Пауло Коэльо

Одиннадцать минут

Она воображала, что у неё хватит ума, шарма, силы воли, чтобы преодолеть все трудности.

Столкновение с действительностью было столь болезненно, что Мария, к несказанному удивлению араба, расплакалась. А в нём боязнь скандала боролась с присущим каждому мужчине желанием защитить девушку — и потому он растерялся, не зная, что делать.

Хотел подозвать официанта и попросить счет, но Мария остановила его:

— Подождите. Налейте мне ещё и дайте немного поплакать.

И она вспомнила мальчика, который спросил, нет ли у нее лишней ручки, и другого мальчика, с которым целовалась, не разжимая губ, и о том, как радостно было ей оказаться в Рио-де-Жанейро, и мужчин, которые только брали, ничего не давая взамен, и о том, сколько любви и страсти растеряла она на своём не таком уж долгом пути.

Вроде бы, всегда была сама себе хозяйка — а жизнь обернулась бесконечным ожиданием чуда, настоящей любви, приключения с неизменно благополучным концом — «хеппи-эндом», как в кино или в романах.

Кто-то написал, что время не меняет человека, мудрость не меняет человека, и единственное, что может перестроить строй его мыслей и чувств, — это любовь. Какая чушь! Тот, кто написал это, не видел оборотную сторону медали.

Любовь и в самом деле, как ничто другое, способна, время от времени, переворачивать всю жизнь человека. Но вдогонку за любовью идёт и кое-что ещё, тоже заставляющее человека вступать на стезю, о которой никогда прежде и не помышлял. Это кое-что зовётся «отчаяние».

И если любовь меняет человека быстро, то отчаяние — ещё быстрей. А что тебе теперь делать, Мария? — опрометью выбежать из этого ресторана, вернуться в Бразилию, учить детишек французскому, выйти замуж за хозяина магазина тканей?

Или пройти ещё немного вперёд, провести ещё одну ночь в этом городе, где она никого не знает и где никто не знает её.

Неужели всего одна ночь, сулящая немалые и лёгкие деньги, может завести её так далеко, что она, в скором времени, окажется в той точке, откуда возврата уже не будет? Что происходит в эту минуту — предоставляется ли ей шанс или Пречистая Дева испытывает её?

Араб, тем временем, разглядывал картину Хоана Миро, столик, где любил сиживать Федерико Феллини, гардеробщицу, принимавшую пальто посетителей, и этих самых посетителей — входивших и выходивших.

— Ты разве не знала?

— Ещё вина, пожалуйста, — сквозь ещё непросохшие слезы ответила Мария,

Она молилась про себя — хоть бы официант не приближался, поняв, что происходит. А официант, краем глаза с почтительного расстояния наблюдавший за этой парой, думал — хоть бы этот араб с девушкой скорее попросил счёт: ресторан переполнен, некуда сажать посетителей.

И наконец — казалось, прошла целая вечность — Мария нарушила молчание:

— Так ты говоришь — «тысяча франков»? — и собственный голос показался ей чужим.

— Да, — ответил араб, уже жалея о своем предложении. — Но мне, ни в коем случае, бы не хотелось, чтобы...

— Расплатись. Выпьем у тебя в номере.

И снова не узнала себя — до этой минуты она была воспитанная, нежная, весёлая девушка, никогда не разговаривавшая с посторонними в таком тоне.

Похоже, что девушка эта сгинула в никуда — перед Марией открывалось иное бытие, где «дринк» стоит тысячу франков, а если перевести в более универсальную валюту — долларов, примерно, шестьсот.

И всё было в точности так, как и предполагалось: она пошла с арабом в его номер, выпила шампанского, мгновенно и сильно опьянела, легла с ним, дождалась, когда он получит оргазм (даже не подумав притвориться, что сама тоже испытала хоть какие-то приятные ощущения), приняла душ в отделанной мрамором ванной, взяла деньги и позволила себе вернуться домой на такси.

Потом рухнула в постель и заснула, как убитая.

Запись в дневнике Марии, сделанная на следующий день:

Я помню всё, кроме той минуты, когда приняла решение. Забавно — ни малейшего чувства вины. Раньше я всегда считала, что женщинам, торгующим собой, жизнь просто не оставила никакого выбора, — а теперь вижу, что это не так. Я могла сказать «да», могла ответить «нет» — никто ни к чему меня не принуждал, ничего не навязывал.

 Я иду по улице, всматриваюсь в лица прохожих, думаю — а они выбрали себе судьбу сами? Или — как это случилось со мной — были выбраны судьбой? Мать семейства мечтала стать моделью, банковский клерк — музыкантом, зубной врач втайне от всех пишет книгу и хотел бы посвятить себя литературе,