Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 3)

ручкой — тибетского происхождения — первым попал в Азию, а также к чукчам и эскимосам. Азиатское происхождение эскимосского бубна предложил также Тальбитцер (W. Thalbitzer, The Ammasalik Eskimo, part 2, demi-volume 2, p. 580). Копперс (W. Koppers, Probleme der indischen Religionsgeschichte, p. 805-807) согласен с выводами Широкогорова и Гаса относительно южного происхождения шаманского бубна, но считает, что его прообразом был не тибетский бубен, а скорее бубен в форме решета, встречающийся также у магов архаических народов Индии (санталы, мунды, бхилы, байги). В связи с шаманизмом этих туземных народов (на который тоже, впрочем, большое влияние оказала индийская магия), Копперс (Koppers, Probleme, p. 810-812) задает вопрос о том, существует ли какая-либо органическая связь между тюрко-татарским корнем кам и группой слов, обозначающих магию, мага или страну магии на языке бхилов (kamru — 'страна магии' и т.д.) и санталов (kamru — родина колдовства, Kamru — первый маг, и т.д.), а также хинди (Камруп, санскритское Камарупа и т.д.). Автор высказывает предположение (p. 783) о возможном южноазиатском происхождении слова kamaru (kamru), преобразованного позже народной этимологией в Камарупа (название округа Ассама, знаменитого большой популярностью шактизма). О шаманизме мундов см. J. Hoffmann, Encyclopaedia Mundarica, II, p. 422 sq.; Kopers, Probleme, p. 801 sq. См. также A. Gahs, Die kulterhistorischen Beziehengen der ostlichen Palaosibirier zu den austrischen Volkern, insbesondere zu jenen Formosas, 'Mitteilungen der anthropologischen Gesellschaft in Wien', LX, 1930, p.3-6.

19. См. H. Findeisen, Schamanentum, p. 18 sq.; F. Hanchar, The Eurasian Animal Style and the Altai Complex, ('Artibus Asiae', XV, Leipzig, 1952, p. 171-194); K. J. Narr, Nordasiatisch-europaische Urzeit in archaologischer und volkerkundlicher Sicht ('Studium generale', VII, 4, Berlin, 1954, p. 193-201); id., Interpretation altstenzeitlicher Kunstwerke durch volkerkundliche Parallelen ('Anthropos', L, 1955, p. 513-545), p. 544 sq. См. также A. M. Tallgren, Zur westsibirischen Gruppe der 'Schamanistischen Figuren' ('Seminarium Kondakowianum', IV, Praha, 1931.

20. Horst Kirchner, Ein archaologischer Beitrag, p. 279 sq. ('булавы' = нем. 'Kommandostabe', франц. 'batons de commandement'). Ср. S. Giedion, The Eternal Present, I: Beginnings of Art, New York-London, 1962, I, p. 162 sq.

21. См. репродукцию в Findeisen, Schamanentum, fig. 14; cf. Ibid., p. 158 sq.

22. Karl J. Narr, Barenzeremoniell und Schamanismus in der Alteren Steinzeit Europas 'Saeculum', X, 3, Friburg-Munchen, 1959, p. 233-272.

23. Ibid., p. 260, 271.

24. С хронологией Нарра согласился Клосс (A. Closs, Das Religiose im Schamanismus, 'Kairos', II, Salzburg, 1960, p. 29-38). В этой статье автор обсуждает несколько недавних интерпретаций шаманизма: Findeisen, A. Friedrich, Eliade, D. Schroeder, Stiglmayr.

25. Напомним, что истории религий известны разного рода descensus ad inferos. Достаточно сравнить нисхождение в Ад Иштар или Геракла с экстатическим нисхождением шаманов, чтобы увидеть разницу. См. М. Eliade, Naissanses mystiques, p. 126 sq., 188 sq.

26. Как убедительно показал Доминик Шродер, 'одержимость' как религиозное переживание обладает определенным величием: речь идет в конечном счете о воплощении 'духов', то есть о том, чтобы сделать 'духовный мир' присутствующим, живым и 'реальным'; см. Dominik Schroeder, Zur Struktur des Schamanismus, p. 865 sq. Возможно, что 'одержимость' — чрезвычайно древнее религиозное явление. Но его структура отличается от религиозного переживания, характерного для собственно шаманизма. Кроме того, мы можем себе представить, как 'одержимость' могла развиться из экстатического опыта: в то время, когда душа (или 'главная душа') шамана путешествует в верхних или нижних мирах, 'духи' могут завладеть его телом. Трудно, однако, вообразить обратный процесс, поскольку после того, как духи 'овладели' бы шаманом, стал бы невозможным персональный экстаз, то есть вознесение на Небо и нисхождение в Ад. Именно духи через 'одержимость' вызывают и кристаллизуют религиозный опыт. Кроме того, существует некоторая 'легкость' 'одержимости', контрастирующая с драматичным и полным опасностей характером шаманских посвящений и дисциплины.

Примечания к эпилогу:

1. См. также M. Eliade, La Nostalgie du paradis dans les traditions primitives в Mythes, reves et mysteres, p. 80.

2. M. Eliade, 'Experience de la lumiere mystique' в Mephistopheles et l'androgyne, p. 17.

3. См. выше; см.