Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 3)

Die Religion der Batak, p. 88.

5. B. de Zoete, W.Spies, Dance and Drama in Bali, Lnd, 1938, p. 78.

6. Biren Bonnerjea, Materials for the Study of Garo Ethnology, 'Indian Antiquary', LVIII, Bombay, 1929, p.121-127; Verrier Elwin, The Hobby Horse and the Ecstatic Dance ('Folk-lore', LIII, Lnd, 1942, p. 209-213), p. 211; id., The Muria and Their Ghotul, Bombay, 1947, p. 205-209.

7. V. Elwin, The Hobby Horse, p. 212-213; id., The Muria, p. 208.

8. Shamrao Hivale, The Laru Kaj, 'Man in India', XXIV, Ranchi, 1944, p. 122 sq., цитирован в Elwin, The Muria, p. 209. См. также W. Archer, The Vertical Man. A Study in Primitive Indian Sculpture, Lnd, 1947, p. 41 sq., об экстатическом танце c изображениями лошадей (Бихар).

9. W. Koppers, Monuments to the Dead of the Bhils and Other Primitive Tribes in Central India: a Contributions to the Study of the Megalith Problem, 'Annali Lateranensi', VI, Vatican City, 1942, p. 117-206; Elwin, The Muria, p. 210 sq., fig. 27, 29, 30.

10. Elwin, Muria, p. 150; что касается коня в шаманизме северной Индии, см. также R. Rachmann, Shamanistic and Related Phenomena in Nothern and Middle India, p. 724-725.

11. Sandschejew, Weltanschauung und Schamanismus der Alaren-Burjaten, p. 608. Согласно верованиям тунгусов, 'Мать животных' рождает восьминогую косулю; Г. В. Ксенофонтов, Легенды и рассказы, с. 64 и далее.

12. Hoffer, p. 51 sq.; Slavic, p. 694 sq.

13. R. Wolfram, Robin Hood und Hobby Horse, 'Wiener prahistorische Zeitschrift', XIX, 1932, p. 357; A. van Gennep, Le Cheval-jupon,Cahiers d'ethnographie folklorique, I, Paris, 1945.

14. V. I. Propp, p. 286.

15. См. M. A. Czaplicka, Aboriginal Siberia, p. 204. sq. О роли, которую некогда играл кузнец y енисейских народов, см. Radlow, Aus Sibirien, II, p. 186.sq.; См. также F. Altheim, Geschichte der Hunnen, I, p. 195 sq.; D. Schroder, Zur Religion der Tujen des Sininggebietes (Kukunor), 3-я статья, p. 828, 830; H. Findeisen, Schamanentum, p. 94 sq.; Обо всем остальном см. M. Eliade, Forgerons et alchimists, Paris, 1977, в частности p. 57 sq. См. также Hummel, Der gottliche Schmied in Tibet, 'Folklore Studies', XIX, 1960, p. 251-272.

16. W. Schieroszewski, Du chamanisme d'apres les Croyance des Yakoutes, p. 319. См. также W. Jochelson, The Yakut, p. 172 sq.

17. A. Popow, Consecration Ritual for a Blacksmith Novice among the Yakuts, 'Journal of American Folklore', XLVI,181, 1933, p.258-260.

18. Ibid., p. 260-261. Вспомним роль шаманов-кузнецов ('дьяволов') в инициационных снах будущих шаманов. Что касается дома Кыдаай Максина, то известно, что алтайский шаман слышит металлические звуки во время экстатического нисхождения в Преисподнюю Эрлик Хана. Эрлик сковывает души, схваченные злыми духами, железными цепями (Sandschejew, p. 953). Согласно преданиям тунгусов и орочей, голова будущего шамана выковывается в той же печи, что и украшения его наряда; см. A. Friedrich и G. Buddruss, Schamanengeschichten aus Sibirien, p. 30.

19. Sandschejew, p. 538-539.

20. Жителям Тибета также известен покровитель-кузнец и его девять сыновей. См. R. de Nebesky-Wojkowitz, Oracles and Demons of Tibet, p. 539.

21. Sandschejew, p. 539.

22. Ibid., p. 540.

23. Кузнецы догонов берут в руки раскаленное докрасна железо — в напоминание о практике первых кузнецов; см. M. Griaule, Dieu d'eau. Entretiens avec Ogotemmeli, Paris, 1949, p. 102.

24. Sandschejew, op. cit., p. 550.

25. Popow, Concecration Ritual, p. 262 sq.

26. М. Eliade, Forgerons et alchimists, p. 76 sq. et passim.

27. W. Cline, Mining and Metallurgie in Negro Africa, 'General Series in Anthropology', 5, Menasha, 1937; см. также B. Gutmann, Der Schmied und seine Kunst im animistischen Denken, 'Zeitschrift fur Ethnologie', XLIV, 1912, p. 81-93; Webster, Magic, p. 165-167.

28. Например, у бару с берегов Белого Нила (Richard Andree, Die Metalle bei den Naturvolkern; mit Berucksichtigung prahistorischer Verhaltnisse, Leipzig, 1884, p. 9, 42); у волофов, тиббу (ibid., p. 41-43); у вандеробо, масаев (Cline, p. 114, etc.).

29. Лоло в Конго приписывают кузнецам царское происхождение (Cline, p. 22). Джагги чтят их и в то же время боятся (ibid., p. 115). Частичное отождествление кузнецов с вождями мы встречаем у некоторых племен в Конго: сонге, холохоло и др. (ibid., p. 125).

30. Cline, ibid., p. 119; Eliade, Forgerons et alchimists, p. 100 sq.

31. Cline, ibid., p. 120 (баеке, ила и др.).

32. O. Hofler, Kultische Geheimbunde der Germanen, p. 54 sq. О связях металлургии и магии в финских мифолгических