Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 3)

В некоторых случаях между кузнецами и шаманами или знахарями возникает симбиоз31. Присутствие кузнецов в инициационных обществах ('Mannerbunde') зафиксировано у древних германцев32 и японцев33. Аналогичные связи между металлургией, магией и основателями династии нашли свое подтверждение в китайских мифологических традициях34. Те же связи с обработкой металлов, но уже намного более сложные, ожидают своей расшифровки — у циклопов, дактилей, куретов, тельхинов35. Демонический, асурический характер труда металлурга отлично показывают мифы коренных народов Индии (бирхоров, мундов, ораонов), в которых подчеркивается надменность кузнеца и в итоге его поражение в битве со Всевышним Существом, которое сожглo его в собственной кузнице36.

'Тайны металлургии' напоминают нам те 'профессиональные секреты', которые передаются в ходе посвящения в шаманы; в обоих случаях мы имеем дело с магической практикой эзотерического характера. Именно поэтому профессия кузнеца обычно наследственна, как и профессия шамана. Более глубокий анализ исторических связей, существующих между шаманизмом и обработкой металлов, увел бы нас слишком далеко от нашей темы. Поэтому достаточно будет отметить главное, что металлургическая магия, благодаря своей будто бы 'власти над огнем', вобрала в себя многие аспекты шаманизма. В мифах о кузнецах мы встречаем много тем и мотивов, заимствованных из мифологии шаманов и колдунов. Это можно также проследить на примере фольклорных традиций Европы, независимо от их источников; кузнец неоднократно отождествляется с демоническим существом, а Дьявол известен тем, что дышит огнем. В его образе магическая власть над огнем получает принципиально негативную оценку.

'Магический жар'

Как и Дьявол в верованиях европейских народов, шаманы являются не только 'укротителями огня' — они могут до такой степени воплощать дух огня, что во время экстатических сеансов выпускают пламя из ушей, носа и всего тела37. Эти действия, относящиеся к категории шаманских чудес, основываются на 'власти над огнем', многочисленные примеры которой мы уже приводили. Такая магическая способность свидетельствует также о специфическом 'состоянии духа', которого достигают шаманы.

Но, как мы видели, концепция 'мистического жара' не является исключительным атрибутом шаманизма, а принадлежит магии в целом. Многие 'первобытные' племена представляют себе магико-религиозную силу как 'жгучую' и выражают ее с помощью терминов 'жар', 'ожог', 'жара' и т.д. У добу понятие 'жар' всегда связано с понятием колдовства38. То же самое мы наблюдаем и на островах Россел, где 'жар' является атрибутом магов39. На Соломоновых островах все, кто обладает большим количеством мана, признаны сака, то есть 'обжигающими'40. В других регионах, например на Суматре и на Малайском архипелаге, слова, выражающие 'жар', выражают также понятие зла, тогда как понятия счастья, покоя, равновесия связаны со словами, обозначающими холод. Поэтому многие маги и колдуны пьют воду с солью или с перцем и едят экзотические растения, обладающие острым вкусом: таким образом они пытаются увеличить свой внутренний 'жар'41. По аналогичным соображениям некоторым австралийским колдунам и колдуньям запрещено принимать 'обжигающие' вещества; ведь у них и без того достаточно 'внутреннего огня'42.

Те же концепции сохранились и в более сложных религиях. По сегодняшний день индусы дают особенно могущественному божеству эпитеты пракхар — 'очень горячий', джаджвал — 'пылающий', джвалит — 'владеющий огнем'43. Индийские мусульмане утверждают, что человек, общающийся с Богом, становится 'пылающим'. Человека, который совершает чудеса, называют сахиб-джош, а джош значит 'кипящий'. В более широком значении все люди и действия, имеющие какую-либо религизно-магическую силу, считаются 'пылающими'44.

Можно также вспомнить ритуальные бани, используемые в обрядах посвящения мистическими братствами в Северной Америке, и вообще магическую роль бани в подготовке будущих шаманов у североамериканских племен. Экстатическую функцию бани, связанную с интоксикацией конопляным дымом, использовали также скифы. В этом же контексте следует вспомнить тапас из космологических и мистических традиций Древней Индии: 'внутреннее тепло' и потение здесь являются 'творческими'. Здесь можно привести и некоторые индоевропейские героические мифы с их furor, wut, ferg; ирландский герой Кухулин так 'разгорячился' во время своего первого подвига (который, кстати, как это показал Жорж Дюмезиль, равнозначен посвящению воинского типа), что ему приносят три бочки холодной