Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 3)

Geschichte der Hunnen, I, p. 311 sq. Наряд китайского шамана включает, в частности, чешуйчатый панцирь, засвидетельствованный уже в архаический период; см. B. Laufer, Chinese Clay Figures (Field Museum of Natural History, Anthropological Series, XIII, 2, Chicago, 1914), особенно p. 196, рl. XV-XVII.

122. Следует также принять во внимание роль металлургии и ее символики в формировании доисторической китайской магии и мистики; см. M. Granet, Dances et legendes, II, p. 496 sq., 505 sq. Известны связи между шаманизмом и литейщиками и кузнецами, см. М. Eliade, Forgerons et alchimistes, p. 65 sq.

123. См. D. Schroder, Zur Religion der Tujen, последнюю статью, особенно p. 235 sq.; L. M. J. Schram, The Mongours of the Kansu-Tibetan Border. II: Their Religious Life, Philadelphie, 1957, p. 76 sq., 91 sq.

124. См. W. Heissig, Schamanen und Geisterbeschworer im Kuriye-Banner, p. 40 sq; id., A Mongolian Source to the Lamaist Suppression of Schamanism in the 17th Century ('Anthropos', XLVIII, 1953, p. 1-29, p.493-536), p. 500 sq.

125. См. J.-P. Roux, Elements chamaniques dans les textes pre-mongols, 'Anthropos', LIII, 1-2, 1958, p.133-142.

126. См. W. Heissig, Schamanen und Geisterbeschworer, p. 42 sq. О монгольском шаманизме см. W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, X, p. 94-100, а также замечания Поппа (N. Poppe) к этой последней книге в 'Anthropos' (XLVIII, 1953, p. 327-332), p. 327-332; V. Dioszegi, Problems of Mongolian Schamanism (Report of an Expedition Made in 1960 in Mongolia), 'Acta Ethnographica', X, fasc., 1-2, Budapest, 1961, p. 195-206.

127. Cм. Hentze, Schamanenkronen.

128. См. Eberhard, Lokalkulturen, II, p. 313 sq.; C. Haguenauer, Sorciers et sorcieres de Coree, 'Bulletin de la Maison Franco-Japonaise', II, 1, Tokyo, 1929, p. 47-65.

129. Cм. Eberhard, Lokalkulturen, II, p. 501 sq.

130. O шаманизме см. опубликованный Александром Славиком манускрипт Масао Оки A. Slawik, Kultische Geheimbunde der Japaner und Germanen, p. 677, 688 sq., 733, 757. См. также критику Масао Оки в Charles Hageunauer, Origines de la civilisation japonaise. Introduction a l'etude de la prehistoire du Japon, vol. I, Paris, 1956, p. 172-178.

131. Matthias Eder, Schamanismus in Japan ('Paideuma', VI, 7, 1958, p. 367-380), p. 368.

132. Eder, ibid., p. 371.

133. Ibid., p. 377.

134. Ibid.. p. 372.

135. Ibid., p. 373.

136. Ibid., p. 374. См. W. P. Fairchild, Shamanism in Japan, 'Folklore Studies', XXI, 1962, p. 1-122; Ichiro Hori, Penetration of Shamanic Elements into the History of Japanese Folk Religion ( Festschrift A. E. Jensen, Munich, 1964, p. 245-265); Kamata Hisaki, Daughters of the Gods: Shaman-Priestesses in Japan and Okinawa, 'Monumenta Nipponica Monographs', 25, 1966, p. 56-73.

137. O фигурах с лошадиной головой см. Eder, ibid., p. 378.

138. Ibid., p. 379.

139. Cм. 'Journal asiatique', июль-сентябрь 1934, p. 122.

140. Eder, Origines, p. 169-170.

141. Притяжение, осуществляемое магическими силами противоположного пола, хорошо известно; см. M. Eliade, Naissances mystiques, p. 172.

Примечания к главе 13:

1. Freda Kretschmar, Hundestammvater und Kerberos, im 2 bd., Stuttgart, 1938, особенно II, p. 222 sq., 258 sq. См. также W. Koppers, Der Hund in der Mythologie der Zirkumpazifischen Volker, 'Viener Beitrage zur Kulturgeschichte und Linguistik', I, 1930, p. 359 sq., и замечания Пеллиота (P. Pelliot) об этой статье в 'T'oung Pao', XXVIII, 1931, p. 463-470. О предке-собаке у тюрко-монголов см. Pelliot, ibid., et Rolf Stein, Leao-Tche, p. 24 sq.; О мифологической роли собаки в Древнем Китае см. E. Erkes, Der Hund im alten China ('T'oung Pao', XXXVII, 1944, p. 186-225), p. 221 sq. Oб инфернальной собаке в индийских концепциях см. E.Arbman, Rudra, p. 257 sq.; B. Schlerath, Der Hund bei den Indogermanen, 'Paideuma', VI, 1, 1954, p. 25-40; в германской мифологии, H. Guntert, Kalypso, Halle, 1919, p. 40, 55; в Японии, где собака не является погребальным животным, — Alexander Slawik, Kultische Geheimbunde der Japaner und Germaner, p. 700 sq.; в Тибете Hummel, Der Hund in der religiosen Vorstellungswelt des Tibeters, 'Paideuma', VI, 8, 1958, p. 500-509; VII, 7, 1961, p. 352-361.

2. L Malten, Das Pferd im Totenglauben, 'Jahrbuch des kaiserlichen deutschen archaologischen Instituts', XXIX, Belin, 1914, p. 17-256; см. также W. I. Propp, Le radici storiche dei racconti di fate, p. 274 sq.

3. Hofler, Kultische Geheimbunde der Germanen, p. 46 sq.; A. Slawik, Kultische Geheimbunde der Japaner und Germanen, p. 692 sq.

4. J. Warneck,