Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 3)

народов близки к представлениям иранцев, особенно в сюжетах перехода умершего по узкому, как волос, мосту, в мифе о Космическом Древе, верхушка которого касается Неба, а у корня бьет чудесный источник, и т.п.76. С другой стороны, вещуны, визионеры и некроманты-проводники душ играют определенную роль у горных грузинских племен; важнейшими среди этих чародеев и экстатиков являются мессулетхе, которых набирают чаще всего среди женщин и молодых девушек. Их главная функция — сопровождать души умерших на тот свет; но они могут также воплощать их, и тогда умершие говорят их устами; проводник душ или некромантка, мессулетхе выполняет свою миссию в трансе77. Все это в совокупности удивительно напоминает алтайский шаманизм. Но в какой мере данное положение вещей отражает верования и техники 'иранцев Европы', то есть сармато-скифов, определить невозможно78.

Мы отметили поразительное сходство между загробными концепциями народов Кавказа и иранцев. Действительно, в иранской погребальной мифологии существенную роль играет Мост Чинват79; переход через него в некотором смысле определяет предназначение души и является трудным испытанием, структурно равнозначным инициационному: Мост Чинват является как бы 'многогранной балкой'80 и разделен на несколько переходов; для праведных он просторный, 'девять копий в ширину', а для безбожников — узкий, как 'лезвие бритвы'81. Мост Чинват находится в 'Центре Мира'. В 'Центре Земли', 'на высоте 800 людей'82 возвышается Какад-и-Даитик, 'Пик Суда', а Мост Чинват тянется от Какад-и-Даитик до самого Эльбруса; это означает, что мост соединяет в 'Центре' Землю и Небо. Под Мостом Чинват открывается отверстие Ада83: традиция представляет его как 'продолжение Эльбруса'84.

Перед нами 'классическая' космологическая схема трех космических областей, соединенных центральной осью (Колонна, Древо, Мост и т.д.). Шаманы свободно передвигаются между тремя зонами; умершие должны пройти через мост во время своего путешествия в потусторонний мир. Этот погребальный мотив мы неоднократно встречали и еще не раз встретим. В иранской традиции (по крайней мере в той форме, которая сохранилась после реформы Заратустры) существенным является то, что во время перехода души через мост происходит своеобразная битва между демонами, которые пытаются сбросить ее в Ад, и препятствующими им духами-покровителями (которых для этого призывают родственники умершего): это Аристат, 'проводник земных и небесных существ', и добрый Вайу85. На мосту Вайу поддерживает души набожных людей; души мертвых также приходят на помощь86. Функция проводника душ, которую выполняет Вайу, может отражать 'шаманскую' идеологию.

В Гатхах трижды упоминается этот переход через Мост Чинват87. В двух первых фрагментах Заратустра, согласно интерпретации Ниберга88, говорит о себе как о проводнике душ: те, кто соединился с ним в экстазе, легко пройдут через мост; безбожники, его противники, навсегда останутся 'жителями дома Зла'. Мост служит, по существу, не только переходом для умерших; он является, кроме того, — и мы неоднократно встречали его в этом значении — дорогой экстатиков. Именно в состоянии экстаза Арда Вираф переходит через Мост Чинват во время своего мистического путешествия. Согласно интерпретации Ниберга, Заратустра должен был быть экстатиком, очень близким к 'шаману' по религиозному опыту. Шведский ученый считает, что в гатхическом термине мага можно найти доказательство того, что Заратустра и его ученики вызывали религиозные переживания посредством хорового ритуального пения, которое они совершали в закрытом, специально для этого отведенном пространстве89. В этом особом священном пространстве (мага) становилось возможным сообщение между Небом и Землей90, то есть, согласно повсеместно распространенной диалектике91, священное пространство становится 'Центром'. Ниберг подчеркивает тот факт, что это сообщение было экстатической природы, и именно мистические переживания 'певцов' сравнивает с настоящим шаманизмом. Эта интерпретация вызвала несогласие большинства иранистов92. Заметим, однако, что подобие между экстатическими и мифологическими элементами, которые можно найти в религии Заратустры, с одной стороны, и шаманскими техниками и идеологией, с другой, интегрируется в более широкий ансамбль, который никак не указывает на 'шаманскую' структуру религиозного опыта Заратустры. Священное пространство, значение песни, мистическая или символическая связь между Небом и Землей, мост погребения или посвящения — эти различные элементы, хотя и составляют общую часть азиатского шаманизма,