Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 3)

Скандинавии в XVI веке. Lowie напоминает, что тлингиты и крау тоже бросаются в ледяную воду после долгой выдержки в паровой бане (op. cit., p. 188). В дальнейшем мы увидим, что паровая баня относится к элементарным техникам, ориентированным на увеличение 'мистического тепла', поскольку потение имеет прежде всего творческую ценность: во многих мифологических традициях первый человек сотворен Богом в результате сильного потения; об этом мотиве см. K. Meuli, Scythica ('Hermes', LXX, 1935, p. 121-176), p. 133 sq.; см. также здесь.

129. Ibid., p. 187.

130. Об этом культурном комплексе см. Regina Flannery, The Gros Ventre Shaking Tent ('Primitive Man', XVII, 1944, p. 54-84), p. 82 sq. (сравнительное исследование).

Примечания к главе 10:

1. Eliade, Traite, p. 53 sq.

2. W. W. Skeat and C. O. Blagden, Pagan Races of the Malay Peninsula, II, p. 229 sq., 252 sq.; Ivor H. N. Evans, Studies in Religion, Folk-lore and Custom in British North Borneo and Malay Peninsula, p. 158. Существуют два класса хала: снахуд, от глагола сахуд — 'призывать', может только поставить диагноз; путеу может также вылечить (Ivor H. N. Evans, Schebesta on the Sacerdo-Therapy of the Semang, p. 119). О халаке см. также Fay-Cooper Cole, The Peoples of Malaysia, New-York, 1945, p. 67, 73, 108; W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, III, p. 220 sq.; R. Pettazzoni, L'omniscienza di Dio, p. 453 sq., 468, n. 86; E. Stiglmayr, Schamanismus bei den Negritos Sudostasiens ('Wiener Volkerkundliche Mitteilungen', II, 2, 1954, p. 156-164; III, 1, 1955, p. 14-21; IV, 1, 1956, p. 135-147), часть первая.

3. 'Маленькие небесные существа, милые и светящиеся; малые дети и слуги божества', как их описывает Шебеста (Schebesta, Les Pigmees, p. 152 sq.). Именно они являются посредниками между человеком и Та Педн. Но их считают также и предками негритосов (Evans, Schebesta on the Sacerdo-Therapy, p. 118; id., Studies, p. 148). См. также id., Papers on the Ethnology and Archaeology of the Malay Peninsula, Cambridge, 1927, p. 18, 25; Cole, op. cit., p. 73.

4. Shebesta, p. 153 sq. Это, разумеется, 'язык духов', тайный специфический язык шаманов. Эванс (Studies, p. 159) приводит несколько заклинаний и переводит (p. 161 sq.) тексты песен, поразительные по своей простоте. Согласно тому же автору, во время сеанса сенои контролируют хала (p. 160), но описание у Shebesta создает скорее впечатление диалога между хала и его духами-помощниками.

5. Evans, Schebesta on the Sacerdo-Therapy, p. 115.

6. Shebesta, p. 152.

7. Evans, Shebesta on the Sacerdo-Therapy, p. 119.

8. Ibid., p.121.

9. Ibid.

10. Evans, Papers on the Ethnology and Archeology of the Malay Peninsula, Cambridge, 1927, p. 20.

11. Evans, Schebesta on the Sacerdo-therapy, p. 119.

12. Evans, ibid., p. 120; Shebesta, p. 154.

13. Jeanne Cuisinier, Danses magiques de Kelantan, p. 38 sq., 74 sq.; о роли тигра в малайском шаманизме см. ниже, раздел 'Малайский шаманизм' этой главы. Сакаи Сунгкаи верят также, что шаман может превратиться в тигра (Evans, Studies, p. 210). В любом случае, на четырнадцатый день после смерти шаман превращается в тигра (ibid., p. 211).

14. Некий келантанский бомор бельян, то есть специалист по вызову духа тигра, запомнил из периода своего помешательства, связанного с посвящением, только факт блуждания по джунглям и встречи с тигром; он влез ему на спину, и тигр отвез его в Каданг балук, мифическое место, где живут люди-тигры. Он возвратился через три года, и с тех пор у него уже не было приступов эпилепсии; (J. Cuisinier, Dances magiques de Kelatan, p. 5 sq.). Каданг балук является, разумеется, 'адом в чаще', где осуществляется посвящение, не обязательно шаманское.

15. Evans, Studies, p. 151.

16. F. C. Cole, The Peoples of Malaysia, p. 70 sq.

17. F. C. Cole, p. 92 sq., 111 sq.; Evans, Studies, p. 208 sq. (сакаи), p. 264 sq. (джакуны). Попытку определения религиозных верований трех домалайских народов малаккского полуострова — пигмеев, сакаев и джакунов — см. в Skeat и Blagden, Pagan Races of the Malay Peninsula, II, p. 174 sq.

18. Evans, Studies, p. 211 sq.

19. Ibid., p. 214.

20. Evans, ibid., p. 217.

21. Evans, Schebesta on the Sacerdo-Therapy, p. 120.

22. Evans, Studies, p. 265. О космологически-религиозных аспектах этих обычаев и погребальных верований см. ниже. О поянгах джакунов-бенуа Джохора см. Skeat & Blagen, Pagan Races of the Malay Peninsula, II, p. 350 sq.

23. A. R. Radcliffe-Brown, The Andaman Islenders: a Study in Social Anthropology, Cambridge, 1922, p. 175 sq.; см.