Шантидева

Луть Бодхисаттвы

подвержен изменениям,

Что толку в его сознании?

В этом случае даже пространство, бездеятельное и лишенное сознания,

Может обладать природой атмана.

“Если атмана не существует,

Невозможна связь между деянием и его результатом.

Ибо, если деятель перестанет существовать,

Кто обретет плод [деяния]?”

Мы оба согласны,

Что деяния и плод имеют разные основы

И что атман не влияет на это.

Зачем же тогда это обсуждать?

Невозможно увидеть

Причину, связанную с результатом.

И только в контексте единого потока сознания

Можно сказать, что деятель позднее обретет плод [деяния].

Мысли прошлого и будущего — это не “я”,

Поскольку они не существуют в данный момент.

Если бы мысли настоящего являлись “я”,

Тогда после их исчезновения “я” переставало бы существовать.

Подобно тому, как ствол бананового дерева

Превращается в ничто, если его разрубить на части,

Так и “я” оказывается несуществующим,

Если его подвергнуть анализу.

“Если нет живых существ,

К кому тогда [мы должны развивать] сострадание?”

К тем, кого в силу заблуждения мы наделяем существованием,

Что допустимо для достижения цели [— буддовости].

“Если нет живых существ, кто же [стремится] к цели?”

Верно, устремление также коренится в заблуждении.

Тем не менее, ради искоренения страдания

Заблуждение в отношении цели не отвергается.

Однако цепляние за “я”, являющееся причиной страдания,

Увеличивается из-за заблуждения в отношении “я”.

Если такой результат неизбежен,

Тогда лучше созерцать бессамостность.

Тело — это не ступни и не голени.

Бедра и ягодицы — это не тело.

Живот и спина — это не тело.

Грудь и руки также не являются телом.

Тело — это не ладони и не бока.

Подмышечные впадины и плечи — это не тело.

Шея и голова — это также не тело.

Так что же тогда тело?

Если тело существует в пространстве,

Занимаемом его членами,

А члены — в пространстве, занимаемом их частями,

Где же тогда тело само по себе?

Если бы тело целиком

Находилось в руках и других членах,

Тогда было бы столько же тел,

Сколько рук и так далее.

Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей].

Как же может оно находиться в руках и других членах?

Оно [также] не существует вне рук и других органов.

Так где же его отыскать?

Таким образом, тела не существует.

Однако из-за заблуждения возникает образ тела в силу их особой конфигурации, —

Подобно тому, как возникает образ человека при взгляде на столб.

До тех пор, пока присутствует собрание условий,

Тело представляется человеком.

Подобно этому, пока присутствуют руки и прочее,

Именно в них мы видим тело.

Подобным образом, ступни также не существует,

Ибо она — всего лишь собрание пальцев208.

Это же верно и для пальца, ибо он — всего лишь собрание суставов,

И для сустава, ибо он также состоит из частей.

Но и части можно поделить на атомы,

А сам атом можно разделить на фрагменты по направлениям.

Этот фрагмент — пустое пространство, поскольку он не имеет частей.

Следовательно, атома не существует209.

И разве мыслящий человек

Станет привязываться к телу, подобному сновидению?

Если тела не существует,

То что такое женщина и что мужчина?

Если страдание обладает подлинным бытием,

Почему же оно не мучает пребывающих в радости?

И если вкусные яства — это источник [подлинно существующего] удовольствия,

Почему же они не радуют тех, кто убит горем?

Если ощущение не испытывается,

Так как подавляется чем-то более сильным,

Как тогда нечто, не обладающее природой ощущения,

Может являться ощущением?

“Страдание продолжает существовать в тонкой форме,

А его проявленное состояние подавлено”.

Если эта [тонкая форма страдания] — удовольствие,

Тогда она является тонкой формой удовольствия, [а не страдания].

Если страдание не возникает

При наличии условий для противоположного,

Не следует ли из этого, что такое “ощущение” —

Ни что иное, как измышление?

Таким образом, подобный анализ

Является противоядием против ложных концепций.

Ибо пища йогина — концентрация,

Вырастающая на поле размышления.

Если объекты и органы чувств отделены друг от друга.

Разве возможен контакт между ними?

А если нет пространства, значит, они — единое целое.

Что и с чем тогда будет контактировать?

Один атом не может проникнуть в другой,

Потому что они равны по размеру и лишены свободного пространства.

Если нет проникновения, то нет и слияния.

А если нет слияния, то нет и контакта.

Разве возможен