Шантидева

Луть Бодхисаттвы

по земле и рвут на куски это тело,

Ты, о, ум, не ведаешь горя.

Отчего же тогда ты так печешься о нем теперь?

Считая это тело “своим”,

Отчего, о ум, ты так его бережешь?

Раз тело и ум отделены друг от друга,

Что за польза тебе от него?

Отчего, омраченный ум,

Ты не цепляешься за чистую деревянную статую,

Но защищаешь

Этот грязный механизм, наполненный нечистотами?

Сперва мысленно отдели

Слои кожи [от мяса],

А затем мечом мудрости

Отдели мясо от скелетного остова.

Раздробив кости,

Взгляни на мозг

И задайся вопросом:

“Где же сущность этого [тела]?”

Если и после упорных исканий

Ты не сможешь постичь сути этого тела,

Тогда ответь, почему

Ты по-прежнему его бережешь89?

Что за польза тебе от этого тела?

Его грязные внутренности не пригодны в пищу,

Его кровь для питья не годится,

А кишки обсасывать не станешь.

Впрочем, его можно беречь

На корм шакалам и грифам.

Это человеческое тело

Следует применять на деле.

Как бы ты ни берег свое тело,

Безжалостный Владыка Смерти

Украдет его у тебя и отдаст собакам и грифам.

Что тогда станешь ты делать?

Если знаешь, что слуга покинет твой дом,

Ты не станешь наделять его одеждой и имуществом.

К чему же тогда изнурять себя заботой о теле,

Ведь сколько бы ты его ни кормил, оно все равно оставит тебя?90

“Уплатив” содержание телу,

Заставь его трудиться себе во благо.

Ибо работнику не отдают

Все то, что он создает91.

Взирай на тело свое как на лодку —

Всего лишь средство передвижения.

И на благо живущим

Преврати его в тело, исполняющее желания.

Теперь, обретя власть над умом,

Всегда улыбайся.

Перестань хмурить лоб и брови,

Первым начинай разговор и стань другом для всех92.

Будь всегда осмотрителен.

Не шуми, передвигая сиденья и другие предметы,

Не хлопай дверьми.

В тишине всегда находи усладу.

Цапли, кошки и воры

В тишине бесшумно крадутся

И добиваются своего.

Пусть и подвижник всегда движется так же.

С почтением93 принимай советы тех,

Кто искусно наставляет других

И сам предлагает помощь.

Будь всегда учеником всех живущих.

Всякому, чья речь добродетельна,

Говори: “Хорошо сказано”.

А если увидишь творящего доброе дело,

Поддержи его похвалой.

Превозноси достоинства других, даже если они того не слышат.

Снова и снова рассказывай о них с удовольствием94.

Если же речь зайдет о твоих достоинствах,

Просто знай, что их ценят.

Цель всех деяний — радость,

Но, даже владея несметным богатством, ее нелегко обрести.

А потому возрадуйся достоинствам других,

Взращенным с величайшим трудом.

Так в этой жизни ты ничего не упустишь,

А в грядущих — познаешь великое счастье.

Но, если возненавидишь других, обречешь себя на страдание,

А в будущих существованиях — на нестерпимые муки.

Мягким и нежным голосом

Говори от чистого сердца и по существу,

Дабы слово твое было понятно, приятно уху И сказано из сострадания95.

К кому бы ты ни обратил свой взор,

Взирай на него с открытым сердцем и любовью,

Думая: “Это существо поможет мне

Достичь состояния будды”.

В полях совершенств, помощи и страданий

Всегда руководствуйся высоким устремлением

И применяй противоядия.

Так обретешь великое благо96.

С умением и верой

Совершай любую работу.

Какое бы дело ты ни исполнял,

Не полагайся ни на кого.

В ряду парамит, начиная с даяния,

Каждая последующая превосходит по значимости предыдущую

Ради малого не отказывайся от великого,

Если нет на то особых предписаний97.

Постигнув это,

Постоянно усердствуй на благо другим.

Всевидящие Милосердные позволяли

Совершать даже то, что запрещено98.

Разделив свой стол с узниками низших миров,

С беззащитными и с исполняющими обеты винайи,

Вкушай понемногу.

Раздай все, кроме трех монашеских одеяний.99

Это тело помогает постичь святую Дхарму.

Не наноси ему урон ради малой выгоды.

Так ты сумеешь быстро исполнить

Желания всех существ.

Если нет в тебе чистого сострадания,

Не приноси свое тело в жертву.

В этой и в следующей жизни

Употреби его для достижения великой цели.

Глубокую и обширную Дхарму100 не излагай

Тем, кто не знает почтения,

Кто, словно в болезни, голову обернул тканью,

У кого при себе зонты, палки, оружие, а голова покрыта;

Людям низшего кругозора101,

А также женщинам, если мужчины нет с ними рядом.

[Однако] выказывай равное уважение

К высшей и низшей Дхарме.

Не сообщай низшую Дхарму

Тому, кто является сосудом для