Шантидева

Луть Бодхисаттвы

и отдыху

И равнодушие к страданиям самсары.

Ловцы-клеши загнали тебя

В ловушку рождений.

Как до сих пор ты не понимаешь,

Что пребываешь в пасти смерти?

Неужели не видишь,

Как она убивает тебе подобных, одного за другим?

Ты же, словно буйвол у мясников,

Пребываешь в глубоком сне.

Покуда Яма следит за тобой,

Отрезав все пути к отступлению,

Как можешь ты находить усладу в еде,

Сне и радостях плоти?

Смерть приходит, не медля, с оружием наготове146.

Даже если в тот час

Ты сумеешь стряхнуть с себя лень,

Слишком поздно. Что сможешь ты поделать?

“Это я не завершил, это я только начал,

А это сделал лишь наполовину.

Как внезапно смерть подступила!

О, я, несчастный!” — подумаешь ты.

Глядя на близких своих, надежду утративших,

С лицами, слезами залитыми,

С глазами, красными и распухшими от тоски,

Ты увидишь посланников бога смерти.

Терзаясь воспоминанием о своих злодеяниях,

Ты услышишь звуки адских миров.

В ужасе ты испачкаешь тело свое нечистотами.

Что сможешь ты поделать в этом бреду?

Если уже тогда ты преисполнишься страха,

Думая: “Я — как живая рыба [на раскаленном песке]”,

Что ж говорить о неистовых муках ада,

Которые станут плодом твоих злодеяний?

О изнеженное дитя,

Даже простой кипяток обжигает тело твое.

Как же можешь ты пребывать в покое,

Сотворив деяния, ведущие в ад?

Ты жаждешь плодов, не прилагая усилий.

Ты так изнежен и так страдаешь.

В тисках смерти ты ведешь себя, словно бессмертный.

О несчастный, ты обрекаешь себя на погибель!

Сев в лодку человеческого тела,

Пересеки этот великий поток страдания.

Не время спать, безрассудный!

Эту лодку трудно обрести вновь.

Оставив высшую радость святой Дхармы —

Источник безбрежной радости,

Зачем находишь усладу в беззаботном веселье —

Причине страданий?

Не впадая в уныние, накапливай силу

И храни строгий контроль над собой.

[Видя] ревностность себя и других,

Практикуй замену себя другими147.

Не отчаивайся, помышляя:

“Разве под силу мне достичь Пробуждения?”

Ибо Татхагаты, чьи речи правдивы,

Изрекли такую истину:

“Упражняясь в усердии,

Даже те, кто прежде был мухой, комаром, пчелой или червем,

Достигали высшего Пробуждения,

Которое так нелегко обрести148”.

Так неужели ты, человек по рождению,

Способный отличить благое от пагубного,

Не достигнешь освобождения,

Доверившись Всеведущему149?

Если ты впадаешь в страх при мысли:

“Мне придется пожертвовать руками, ногами и прочими членами”

Значит, не умея распознавать,

Ты путаешь важное и незначительное150.

Ведь в течение бесчисленных миллионов кальп

Тебя множество раз резали, жгли, кололи,

С живого сдирали кожу,

Но ты так и не пришел к Пробуждению.

А малое страдание,

Ведущее к Совершенному Пробуждению,

Подобно боли, ощущаемой

При извлечении мучительной занозы151.

Неприятными процедурами

Все целители изгоняют болезни.

И потому сноси терпеливо малую боль,

Чтобы искоренить мириады страданий.

Но Высший Целитель избегает

Обычных [мучительных] процедур.

Самыми мягкими средствами

Он освобождает от тяжелейших недугов.

Сперва Указующий Путь

Предпишет даяние пищи.

А затем, когда это освоишь,

Постепенно придешь к отречению от собственной плоти.

Взрастив в себе мудрость,

Будешь смотреть на тело свое как на пищу.

Разве будет трудно тогда

Отречься от собственной плоти?

Если отвергнешь пороки, не будет страданий,

А если взрастишь в себе мудрость, не будет волнений.

Ибо источник душевных мук — ложные измышления,

А причина телесных страданий — пагубные деяния.

В силу заслуг тела Милосердных пребывают в блаженстве,

А в силу мудрости познают счастье их умы.

Что может опечалить их,

Ради других остающихся в колесе бытия?

Благодаря бодхичитте

[Бодхисаттва] искореняет давние пороки

И обретает океаны заслуг.

И потому он идет впереди шравак.

Взойдя на колесницу бодхичитты152,

Разгоняющую всякое уныние и усталость,

Будет ли унывать тот,

Чей ум восходит от радости к радости?

Устремление, стойкость, радость и отдых

Помогают в труде на благо живущих153.

Породи устремление, созерцая его пользу

И преисполнившись страха перед страданиями.

Старательно взращивай усердие,

Искореняя силы, ему противодействующие154,

С помощью устремления, гордости155, радости, отдыха,

Решимости и самообладания:

Должен я победить бесчисленные пороки

Ради себя самого и других156.

Но целый океан кальп пройдет,

Прежде