Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

нужно?'. Они отвечали: 'Я хочу измениться, справиться с проблемами'. Тогда я спрашивал: 'Зачем же вы все это мне рассказываете?'. Они отвечали: 'Как, разве вам не нужно знать эти вещи?' Я ответил: 'Нет, я не должен об этом знать'. Это их буквально ошеломляло_- ведь они потратили пять лет и заплатили 50 000 долларов за то, что их фрустрировали, привели в состояние подавленности.

Мужья и жены часто делают друг друга несчастными, когда стремятся к окончательному состоянию типа 'я всегда прав'. В конце концов оба супруга чувствуют свою правоту, но в результате становятся несчастными.

Мы хотим научить вас построению обучения с помощью гипноза. Используя технику внушения, вы сможете получить любой желательный для вас результат. Если вы хотите научиться делать людей несчастными, то сможете превращать их в больных, страдающих истерическим параличом или фобией. Но лично мне такая деятельность не кажется возвышенной и благородной. Однако, если это как раз то, к чему вы стремитесь, если такова ваша этика, у вас будет возможность добиться своей цели.

Итак, я задал вам вопрос: 'Какие переживания вы постарались бы вызвать у вашего клиента, чтобы он мог построить на их основе желаемое обобщение?' Это уже практический вопрос.

Мужчина: Если уже имеющиеся у клиента обобщения построены на неприятных переживаниях, можно привести ему примеры переживаний противоположного рода.

Правильно. Это подействует. Я считаю, что обучение может происходить различными способами. Один из лучших способов обучить сознание чему-либо_- привести примеры, опровергающие представления клиента В нашей книге 'Волшебное 'Я' содержится прекрасный пример такого образа действий. В одной из наших групп была женщина, которая не могла никому отказать, сказать 'нет'. Она легла на пол и стала кричать, жалуясь на свою беспомощность и на то, что люди не замечают ее, проходят мимо. Я спросил ее: 'Что вы имеете в виду, когда говорите, что люди проходят мимо вас?'_- и пошел через комнату по направлению к ней, делая вид, что собираюсь наступить на нее. С тех пор, по крайней мере, пока она находилась в группе, она остерегалась вести себя подобным образом.

Она рассказала мне, что живет с двумя другими женщинами, которые заставляют ее все делать, подгоняют и понуждают ее. Я спросил: 'Почему же вам до сих пор не пришло в голову просто повернуться и сказать: 'Я этого не сделаю?'.

Сказав это, я вызвал одну из сильнейших несловесных реакций, которые я когда-либо видел. Она побледнела еще сильнее и сказала: 'Я не могу так сказать'. Я спросил: 'Что именно вы не можете сказать?' Она ответила: 'Я не могу сказать им нет'. Тогда я сказал: 'Что ж такого случится, если вы не вымоете посуду или не сделаете чего-нибудь еще?' Она ответила: 'О, это просто невозможно'.

Она закончила тем, что рассказала нам одну из тех историй, которые чаще всего приходится выслушивать психотерапевтам. Она научилась не говорить 'нет', когда была еще маленькой девочкой. Однажды, когда она собралась идти в магазин, ее отец сказал: 'Почему ты не останешься дома, со мной?' Она ответила: 'Нет, я пойду с мамой'. Она ушла с мамой, а когда они вернулись в квартиру, ее отец лежал на полу в луже крови. Его рука была вытянута так, как будто он на два дюйма не дотянулся к телефону. Отец ее был алкоголиком, и умер незадолго перед тем, как они пришли.

После этого она уже никогда не говорила 'нет'. Поэтому она, скорее всего, недолго сохраняла девственность. Она стала гомосексуалисткой, и это показалось мне весьма любопытно. Так одного переживания, связанного с отцом оказалось для нее достаточно, чтобы построить такое обобщение: 'Если я скажу кому-нибудь 'нет', этот человек умрет'.

Я поставил ее в 'двусмысленное положение', попросив ее попробовать сказать 'нет' кому-нибудь из присутствующих. Она сказала: 'Нет, я этого не сделаю'. Тогда я спросил: 'Я умер?'. Она переспросила: 'Что вы сказали?'. И я ответил ей: 'Вы только что сказали мне 'нет'. Я умер от этого?' С ней произошел целый ряд заметных наружных изменений, после чего она ответила: 'Ну вы даете, доктор!'

Я заставил ее испытать переживание, опровергающее ее обобщение_- 'если я скажу 'нет', человек умрет'. Теперь она уже могла сказать нет мне, потому что знала, что я от этого не умру_- но все еще не могла сказать 'нет' кому-нибудь другому. Тогда я попросил присутствующих подходить к ней и просить ее сказать им 'нет'. Таким образом я построил более широкую базу переживаний, дающую ей больший выбор действий.

Работа с ней заняла очень много времени. Видите ли, когда вы знаете, что ошиблись,