Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

что в случае такого разрыва каждому придется рано или поздно перейти в транс. Но во внешнем мире дело обстоит иначе. Другими словами, если я встречу кого-нибудь на улице и прерву рукопожатие, все это пойдет несколько труднее.

Согласен, что здесь имеются различные предубеждения, по сравнению с тем, что происходит во внешнем мире. Но, как я предвижу, там это было бы гораздо легче. Пробуждая ваше сознание таким образом, как я это делал здесь, я весьма затрудняю свою задачу в качестве гипнотизера. Если вы уже предупреждены, что здесь будет происходить нечто вроде гипноза, это дает вам возможность выбора, будете вы в этом участвовать или нет. Могу вам гарантировать, что если вы выйдете в холл этого отеля и протянете кому-нибудь руку, как полагается, а затем прервете рукопожатие то этот человек застынет на месте.

Вы можете экспериментировать также с другими шаблонами. Когда в следующий раз кто-то встретит вас приветствиями: 'Как поживаете?', попробуйте ответить: 'Страшно, просто ужасно. Боюсь, что скоро я умру!', и посмотрите, что произойдет с вашим партнером. В нашей культуре обычная ритуализированная реакция на такое приветствие_- 'Отлично'. Как правило, у людей нет способа реагировать на любой другой ответ, и они ощущают его как разрыв. В особенности это верно, в деловой или профессиональной обстановке.

Для большинства курильщиков_- вынуть и зажечь сигарету_- вполне бессознательная и цельная компонента поведения. Если вы прервете эту последовательность действий, отобрав у курильщика сигарету, вы увидите реакцию того же рода.

Это гораздо легче получается с людьми, не предупрежденными, что вы занимаетесь разными типами гипноза, нежели в осведомленных группах вроде этой. Если кое-кто в этом сомневается, займитесь здесь всерьез вашими упражнениями, а затем попробуйте, легче или труднее применить те же приемы к вашим клиентам и посторонним.

Мужчина: Что ж предположим, что вы проводите эксперимент с посторонним.

Хорошо. Оставим в стороне вопрос, прилично ли ставить эксперименты на ничего не подозревающей публике, между тем, как полагается работать с людьми, пришедшими просить у вас помощи. Я сказал бы постороннему человеку: 'И вы позволите своей руке опускаться, пока она не коснется моей, и в этот момент вы сожмете мою руку, завершив рукопожатие, как будто не случилось ничего особенного'. Его рука начнет опускаться пока не приблизится к моей, и в этот момент я схвачу ее и скажу: 'Очень приятно'. Человек будет в состоянии амнезии относительно того переживания, и я не встречу никакой отрицательной реакции до конца рукопожатия.

Женщина: Почему же у него будет амнезия?

Опять-таки потому, что это цельная компонента поведения. Что может случиться во время рукопожатия? Если вы сделаете соответствующее указание, а затем завершите рукопожатие, как будто ничего не случилось, то в сознании партнера, вероятно, ничего не останется, кроме того, что он с кем-то познакомился.

Мужчина: Я видел Гручо Маркса (американский клоун, один из цирковой группы 'Братья Маркс',- прим. перев.), когда он повторял свои старые программы, он часто делал такие вещи. Он протягивал руку для пожатия, а когда другой человек подавал свою, он отнимал свою. Как только тот отводил руку назад, он протягивал свою руку снова.

Женщина: Я думаю, что как только вы пожмете руку, человек почти в тот же момент выйдет из этого состояния и удивится, что же такое произошло.

Так оно и будет, если вы всего лишь прервете рукопожатие, не сделав ничего другого. Это ведь как раз подходящий момент для словесного внушения. Вы можете сформулировать, чего вы хотите от партнера затем. Если дать человеку достаточно времени, он найдет выход из немыслимого положения вроде прерванного рукопожатия. Думаю, на это способен каждый. Я это проверил, и промежуток времени в некоторых случаях длился около 10 секунд, после чего человек приходил в себя со словами: 'Это было странно', а в других случаях это затягивалось на пять или десять минут, и человек оставался неподвижным, пока не находил выхода из такого немыслимого положения.

Давид: Было ли для вас важно, чтобы я не помнил ничего из того, что случилось со мной в этом состоянии?

Нет. Для меня это не было важно.

Дэвид: Дело в том, что я это помню, но в то же время я чувствовал, что никоим образом не отвлекаюсь от происходящего.

Рон: Можно ли считать разрывом, если я рассчитываю услышать что-нибудь, но ничего не слышу, например, когда Милтон Эриксон бормочет, или чей-нибудь голос снижается до того, что уже ничего не слышно?

Ответ состоит в том, что это обратная