Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

которые появились на уровне сознания, были бы слишком мучительными, непереносимыми. Я хочу, чтобы ваше сознание продолжило выполнять эту свою функцию также, как оно это делало в прошлом. Когда вы изменяете состояние вашего сознания, то первые переживания, которые вы испытываете, специально предназначены для того, чтобы вспомнить, обнаружить и еще раз пережить некоторые позитивные, радостные события вашего прошлого. Негативный материал, относящийся к этой системе представлений, может быть отобран и отложен на неопределенное время таким образом, чтобы он не представлял опасности для вашего сознания. Когда вы приобретете некоторый опыт в изменении состояния сознания, материал можно будет обработать более удобным, действенным способом: ведь так называемые негативные переживания вашего прошлого часто образуют основу для широких возможностей и настоящем_- если слышать, видеть и чувствовать эти переживания по-новому'.

Действуя таким образом, вы достигнете необходимого положительного раппорта с подсознанием клиента, т. к. вы подтверждаете своими действиями одну из важнейших функций подсознания_- защиту_- и требуете, чтоб оно продолжало выполнять эту функцию, пока вы работаете с ним. Вы должны будете также выдвинуть специальное требование: чтобы появляющийся материал был материалом, порождающим на уровне сознания весьма позитивное чувство желания_- это позволит продолжать исследование новой размерности переживания.

Итак, возникновение абреакции не означает, что вы действуете неправильно. Напротив, как я только что сказал, абреакция дает возможность выйти на мощные положительные переживания в самом начале наведения транса. Многие люди считают, что с изменениями состояний связаны мучительные ощущения. Когда два человека зацепляют якори друг друга, они сопротивляются изменению, потому что боятся мучительных ощущений. Но это не значит, что им не нравится. Если провести четкую границу между изменениями и мучительным переживанием, клиент может измениться с большей легкостью. Вся ваша деятельность по изменению окружающих людей будет даваться вам значительно легче, если между изменением состояния и мучительным переживанием не будет обязательной связи.

Стэн: Говоря иными словами, то, о чем вы сказали можно назвать 'умственное дзюдо', с той лишь разницей, что приемы настоящего дзюдо используются против других,- вы же описываете приемы, помогающие другим.

Да, разумеется, Стэн, не могли бы вы сложить руки над голо вой? Так, а теперь толкните левую руку правой. Ширли, не могли бы вы сделать то же самое? Сложите руки над головой и толкните левую руку правой.

Смотрите, в обоих случаях, когда я попросил их нажать с правой стороны, они нажали так же и с левой! Это кинестетическая метафора того, что часто называют 'сопротивлением'. Вы можете нажать на человека, 'толкнуть' его, и если вы это сделали, то вызвали сопротивление и в дальнейшем вам придется 'работать' с этим сопротивлением. Действуя по-другому, вы воспринимаете любую реакцию, как лучший выбор доступный клиенту в данном контексте. Вместо того, чтобы 'нажимать' в ответ на реакцию (что требует значительного расхода энергии, времени и усилий обоих партнеров и не гарантирует получение конструктивной реакции в дальнейшем), вы можете воспринять реакцию и 'повернуть ее наоборот', вызвать обратный эффект.

Если вы сравните, например, американский бокс и приемы восточной борьбы, вы заметите такую же разницу. Тот, кто пользуется приемами восточной борьбы, никогда не противостоит усилиям партнера,- он лишь воспринимает усилия с его стороны и использует их, изменяя его траекторию так, чтобы усилие продолжалось в любом желательном для него направлении. То, что я только что попросил вас сделать,- очень тонкая кинестетическая метафора, отображающая разницу, между некоторыми традиционными формами гипноза, использующим прямые, непосредственные команды_- и теми методами запечатления, которые мы вам преподаем.

Мужчина: Если вы замечаете, что происходит абреакция, просите ли вы при этом раскрыть содержание его (клиента) переживания?

Нет. Выяснение содержания_- есть традиционный психотерапевтический метод. Я не нуждаюсь в содержании, поэтому не выясняю его. Это мешает мне. Но каждый человек нуждается в обратной связи, а также в системе ценностей, указывающей, что правильно, и что важно. Ваши клиенты могут быть приучены вами, или другими психотерапевтами_- считать, что они должны рассказывать о содержании своих переживаний. Если что-либо подобное выяснится в процессе взаимодействия, вы должны будете включить содержание