Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

Смотреть телевизор.

Да_- если вы хотите передать информацию своим детям_- научить их прибирать свои комнаты, или что-нибудь в этом роде_- поймайте их, когда они смотрят телевизор. Они отсутствуют, они живут тем, что показывают на экране. Тогда вы садитесь с ними и говорите тихо, чтоб не потревожить их: '...и у тебя такое непреодолимое стремление...'

Мужчина: В психиатрических больницах хронические больные смотрят телевизор весь день. Мне никогда не приходило в голову заняться ими в это время.

Попробуйте это сделать.

Когда мы с Ричардом Бэндлером начали изучать гипноз, мы часто разыгрывали такую игру: мы брали группу 'наивных субъектов', людей, никогда ранее не бывших в официально наведенном состоянии транса. Затем мы ставили задачу перевести их минимальным числом шагов из их данного состояния в сомнамбулическое состояние транса. Одной из первых целей, которых я всегда старался добиться, было состояние медитации. Медитация_- это весьма измененное состояние сознания по сравнению с нормальным. Я спрашивал этих людей, не будут ли они любезны дать мне увидеть, как они перейдут в состояние медитации, без всякого вмешательства из вне. И они переходили в состояние медитации_- состояние резко отличающееся от нормального.

Когда они приходили в такое состояние, я говорил: 'С вашего позволения, я предложу вам теперь перейти из состояния медитации_- ничем не нарушая его целостности_- в другое состояние,- называемое общим сомнамбулическим трансом, в котором мы сможем начать производить желательные для вас изменения'.

Я провожу отчетливые различия между трансом и медитацией, потому что если не отделять медитацию от так называемого сомнамбулического транса, то пациенты будут каждый раз, как они медитируют, погружаться в транс. Я не хочу связывать эти состояния друг с другом, если у меня нет на это особой причины.

Во всех случаях, когда вы будете выполнять официальные ритуальные процедуры гипноза, я рекомендую вам подождать до тех пор, пока вы не сумеете скрытно вызвать у пациента пару состояний транса. Приведу самый обычный пример. Человек приходит и просит загипнотизировать его для какой-то определенной цели. Вы говорите: 'Пожалуйста, но прежде, чем мы начнем, я хотел бы кое-что узнать', затем вы наводите ряд трансов. Вы говорите что-нибудь в таком роде: 'Прежде всего я должен проверить вашу способность вспомнить во всех подробностях информацию, которая мне понадобится для вашей истории болезни'. Таким образом, вы наводите транс, составляя историю болезни. Вы спрашиваете: 'Где вы родились?', и заставляете пациента вспомнить и подробно описать дом, в котором он жил, звуки в его доме, его ощущения в этом доме и т. д. И конечно же он впадет в состояние транса_- он подвергается возрастной регрессии, стараясь получить детальную информацию о своем прошлом. Одно из описаний состояния транса состоит в том, что человек становится независимым от нынешней картины времени и пространства. То, о чем была речь, подходит к этому определению. Единственным, что связывает его с нынешними координатами времени и пространства, остается ваш голос. По всем другим размерностям он находится не здесь.

Традиционные гипнотизеры считают регрессию одним из явлений 'глубокого транса'. В действительности это нечто, встречающееся на каждом шагу. Специалисты по гештальт-терапии, как правило, вызывают явления глубокого транса автоматически, гораздо легче, чем гипнотизер, хотя большинство из них возражает против термина 'гипноз'. Во всем мире люди смотрят на пустые стулья и видят там своих отцов и матерей, обращающихся к ним, и слышат ответы. Это положительные галлюцинации, слуховые и зрительные. Они представляют собой явления глубокого транса. Но их так не называют, и потому они не вызывают сопротивления.

Кстати, я хотел бы сделать здесь одно замечание_- указать на некий учебный прием. Каждый раз, когда вы читаете лекцию о гипнозе, ваша группа будет, конечно, входить в трансы и выходить из них. Группа может понять ваши описания гипноза и транса только одним способом_- испытывая собственные переживания, соответствующие этим описаниям. Если вы достаточно уверены в своей силе, вы можете довольно быстро или медленно, в зависимости от нужды переводить в глубокий транс группу в сто человек. Нет более легкого предмета для лекции, потому что все, о чем вы говорите, тут же и происходит.

По реакции слушателей вы сможете также узнать, кого выбрать в качестве партнера для обучения. Выберите кого-нибудь из 20% слушателей из этой группы, которые в течение вашего 50-минутного изложения не менее