Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

погрузиться в ваше (состояние) переживание, и какие вещи вам в этом мешают. Здесь я останавливаюсь и представляю вам учиться на собственном опыте. Начните. Продолжительность каждого упражнения около 5 мин.

Вначале я не хотел говорить с вами слишком много, потому, что каждый раз, начиная курс гипноза, я не без труда воздерживаюсь от демонстрации в целом. Я просил вас заметить, какие вещи позволяли вам погрузиться в то состояние сознания, в котором вы были, когда в самом начале испытывали указанное вами переживание, и какие вещи это затрудняли. Что, по вашему впечатлению, возбуждало вас, и что вело вас к большему расслаблению? Что вам казалось бессвязным, и что позволяло вам немного забыться?

Ж е н щ и н а: все, что имело отношение к моему телу, погружало меня глубже, а все, относившееся к мышлению, например, что я об этом думала или как я на это реагировала_- все это меня немного сбивало.

Я хочу знать, что в точности делал другой человек. Приведите примеры.

Женщина: хорошо. Я играла на пианино, когда этот человек, говорил: 'Вы чувствуете прикосновение ваших пальцев к клавишам', это заставляло меня погружаться. Когда же он говорил: 'Вы думаете, что музыка_- это вы', или что-то в этом роде, тогда я выходила из погружения.

Мужчина: это было легче для меня, когда темп его голоса, совпадал с частотой моего дыхания.

Что же вас затрудняло?

Мужчина: Гм, когда он говорил, что-нибудь несогласное с моими мыслями. Я видел себя катающимся на крытом катке, и меня отбрасывало, когда кто-нибудь упоминал о чем-нибудь снаружи.

Ну да, вы находитесь на крытом катке, а кто-нибудь говорит: 'Вы смотрите вверх и замечаете, как прекрасно небо'.

Женщина: моя партнерша сказала мне: 'Вы слышите и ощущаете свое дыхание'. Это в самом деле возбудило меня, потому что я не могла делать одновременно то и другое. И я подумала 'Нет, нет. Этого я не могу делать'.

Хорошо, а что облегчало вам погружение?

Женщина: когда она говорила только одно, например: 'Вы слышите свое дыхание'.

Мужчина: я плавал под водой, когда кто-то сказал мне: 'Вы слышите как ваша рука хлопает по воде'. Я подумал: 'Нет, ведь я под водой. Я не могу этого сделать'.

Женщина: мы говорили о музыке и он сказал мне в какой-то момент, что можно или нужно быть созвучным всему миру, и это в самом деле погрузило меня глубже.

Отчего же у вас были затруднения?

Женщина: он ничего такого не сказал, отчего были бы затруднения.

Ну что ж, мы можем отпустить его домой.

Женщина: и еще одно. Когда один человек замедлил свой голос, а затем другой ускорял голос, это меня сбивало.

Например, один человек говорит (медленно): 'Вы чувствуете себя... очень... спокойно, а другой прибавляет (быстро): 'Очень, очень, очень спокойно'.

Мужчина: я заметил, что мои партнеры использовали только термины, относящиеся к осязанию. Вначале это очень облегчало, потому что пользовался лишь одним чувством, но через некоторое время я сказал себе: 'Хочу что-нибудь увидеть'. Я ничего не увидел.

Таким образом, чего-то в самом деле недоставало. Через некоторое время указания стали, как принято говорить избыточными.

Мужчина: одна вещь действительно отвлекла меня и вытянула из переживания, в котором я уже находился, это была фраза: 'Все другие переживания исчезают'. Когда он это сказал, вдруг_- бац!_- и я отброшен.

Вам пришлось задуматься, какие это другие переживания могли исчезнуть. Что же облегчало вам погружение?

Мужчина: чувственные восприятия: ощущение гитары, ощущения движения моих пальцев, вид играющих музыкантов.

Женщина: мне становилось труднее, когда пропускалось что-нибудь очевидное. Я писала картину, но мои партнеры ни разу не сказали об ощущении кисти в моей руке.

Каким образом это вам помешало? Какое препятствие возникло у вас в уме от того, что они об этом ни разу не сказали?

Женщина: у меня оставалось ощущение какой-то неполноты: мне надо было ее заполнить. А они говорили, что я смешиваю краски, рассматриваю пейзаж и как замечательна картина.

А разве вы делали что-нибудь другое?

Женщина: видите ли, перед тем как отойти и посмотреть на картину я ведь должна была не просто смешивать краски, но еще держать в руке кисть и писать ею.

Понятно. Это не было для вас естественным переходом. Это было вроде, как если бы вам сказали: 'Вы стоите на пляже, вы чувствуете, как солнце согревает ваше тело, вы поворачиваетесь, смотрите на пляж и замечаете, как далеко вы уже уплыли'.

Как я надеюсь в предстоящие три дня вы поймете, что в только что описанных вещах содержатся уже ответы на многие вопросы о стимулах, ведущих к измененным