Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

четырех сенсорных, а затем одного, направленного внутрь. Свяжите их какими-нибудь переходными словами, вроде 'и', 'или', 'когда'. 'Вы слышите звук моего голоса, и вы замечаете цвета в этой комнате, когда вы замечаете вашу руку, опирающуюся на стул, и вы начинаете испытывать удовлетворение'. Затем вы высказываете три поддающиеся проверке предложения, сопровождая их двумя неподдающимися. Затем два и три, одно и четыре, и к этому моменту у вас уже должно развиваться довольно приличное состояние транса.

А теперь подумайте: требуется привести пример описания, не основанного на сенсорных впечатлениях, которое можно было бы прибавить вслед за вашими поддающимися проверке высказываниями. Я хочу проверить, понимаете ли вы, что такое несенсорное описание внутреннего переживания.

Мужчина: И вам будет уютно.

Женщина: И вы испытываете удовольствие.

Женщина: И вы почувствуете удовлетворение от того, что вы продвигаетесь.

Мужчина: И вы почувствуете, что кое-что изменилось.

Мужчина: И вам придут в голову приятные воспоминания.

'И вы вспомните одну приятную историю'.

Мужчина: Намеренно ли вы употребляете будущее время?

В действительности я предлагаю применить в таких случаях настоящее время, в сочетании с выражениями, означающими начало некоторого переживания.

'И вы начнете испытывать приятное переживание, и вы начинаете вспоминать...' 'Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу'.

Прошу вас, Барб, подойдите сюда, я хочу провести демонстрацию.

Когда я буду демонстрировать, прошу всех остальных обращать внимание на две вещи. Во-первых, следите за физиологическими изменениями, которые будут заметны у Барб во время изменения ее сознания. Во-вторых, следите за моим словесным поведением, потому что я буду применять только что описанные приемы. Таким образом, вы сможете контролировать мое поведение и ее реакции.

Итак, Барб, садитесь пожалуйста вот здесь с открытыми глазами или закрытыми глазами_- как вам удобнее,- и послушайте некоторые словесные описания. Возможно вы захотите проверить, правильно ли я описываю ваши текущие переживания. Например, сейчас вы сидите здесь и слышите мой голос, и вы чувствуете теплоту ваших переплетающихся пальцев.

Что сейчас произошло? Надеюсь, вы это заметили, потому что только что у Барб наблюдалась реакция, и она представляет собой важное начало процесса.

Мужчина: Она кивнула.

Да, кивнула, но было и нечто другое, глубже этого.

Мужчина: Она открыла глаза, а потом закрыла.

Да, и ее зрачки расширились. Даже из последнего ряда можно было заметить, что у нее сгладились мускулы лица. Знаете ли вы, что называется 'отсутствующим взглядом'? Вы с кем-нибудь говорите, и вдруг ощущаете что его нет. В Северной Калифорнии это называют 'отстранением'.

Я сказал Барб две вещи, каждую из которых она могла непосредственно проверить. Когда она убедилась в том, что оба высказывания верны, и в особенности, когда она проверяла второе, тут же возникло совпадение между тем, что она слышала и тем, что она чувствовала, и от этого у нее начало меняться восприятие окружающего мира. Она начала переходить в измененное состояние. Теперь я пойду немного дальше и вы сможете это наблюдать.

Как я сказал, Барб, вы можете это делать с открытыми или закрытыми глазами, как вам удобнее. И когда вы здесь сидите, вы чувствуете, как нижняя часть вашей спины опирается на стул, и вы чувствуете место, где ваша нога опирается на перекладину, прямо под вашей пяткой. И когда вы здесь сидите, вы замечаете теплоту там, где ваши руки лежат на бедрах, и вы чувствуете себя все более уютно. И когда ваши глаза снова начнут закрываться, вы можете просто оставить их в таком положении, и вы испытаете приятное, все более сильное чувство внутреннего спокойствия (кто-то в зале чихает). Вы слышите, как кто-то чихает, этот звук проходит через вас, и вам становится еще уютнее. И пока вы здесь сидите и делаете вдох... и выдох... вы испытываете все большее чувство уюта... Слушайте эти звуки... и чувствуйте себя все более... уверенно... делая то, ради чего... все мы здесь собрались...

И теперь, Барб, я хочу, чтобы ваше подсознание сделало выбор, чтобы дать вам чувство свежести... и обновления... и пока вы здесь сидите, слушая звук моего голоса... и вместе с тем слышите, как позвякивает фарфор... но чувством растущей независимости от всего, что вас окружает... и с внутренним уютом... и вы уже все сделали хорошо все, что нужно для этой цели... для которой мы все это делаем... для демонстрации...

И я попрошу ваше подсознание... сделать так, чтобы одна... или