Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

этого шаблона, а затем прервать его. Тогда у вас будет та же рычажная ситуация, что и при каталепсии руки. Классический пример_- это прерванное рукопожатие.

Рукопожатие_- это автоматическая, цельная составляющая поведения в человеческом сознании. Когда мы пожимаем друг другу руки, на вопрос: 'Что мы сделали?' каждый ответит: 'Вы пожали друг другу руки'. Словесное кодирование подсказывает, что это цельная составляющая поведения, и это верно. (Лектор несколько раз протягивает руку Сью, каждый раз убирая руку обратно). Хотя Сью и знает теперь, что это игра,- каждый раз, когда я протягиваю ей руку, зрительный сигнал побуждает ее подать мне руку, потому что это входит в цельную составляющую поведения, запрограммированную в ней. Если бы она должна была сознательно думать, что означает моя протянутая рука, а затем сознательно отреагировать, это получилось бы крайне медленно и неуклюже.

У каждого из нас, тысячи таких автоматических программ. Вам надо лишь заметить, какие из них являются подлинно автоматическими для каждого человека, а затем прервать одну из них. Когда я протягиваю мою руку для рукопожатия, Сью протягивает мне свою. Затем я прерываю программу, схватив ее запястье своей левой рукой и немного приподняв ее руку. Она оказывается на некоторое время без программы, потому что за этим нет никакого следующего шага. Когда вы прерываете цельную составляющую поведения, у человека нет следующего шага. Ему никогда не случалось переходить с середины рукопожатия к чему-то другому. Перед вами момент рычага. Вы должны только сформулировать надлежащее указание, которому, как правило, последует ваш партнер. В этом случае указание будет следующего рода: 'Позвольте вашей руке медленно опуститься, но не быстрее, чем вы впадете в глубокий транс...'

Сью: Не можете ли вы указать различие между рычажным наведением и разрывом шаблона?

Различие состоит скорее в организации ваших восприятий, чем в действительном переживании. Рычаг состоит в ситуации, ставящей человека в необычное положение, когда у него уже происходят некоторые явления транса, например, каталепсия. После этого вы используете словесное соединение, чтобы связать это имеющееся поведение с чем-нибудь другим, что вы хотите вызвать.

Разрыв ставит человека в положение, когда он вовлечен в некоторую цельную составляющую наведения, например, в процесс рукопожатия.

Вы прерываете такую цельную составляющую его поведения, и это сбивает его с толку, по крайней мере на некоторое время. Насколько я себе представляю, никто из присутствующих никогда не переходил от середины рукопожатия к какому-нибудь другому образцу поведения, поскольку у рукопожатия нет середины Рукопожатия имели для нас середину, когда нам было три-четыре года, и когда мы проходили сложную перцептуально-моторную программу обучения рукопожатию со взрослым. Когда-то это поведение имело части, точно также как хождение имело части в соответствующий период вашей жизни. Но теперь эти части стали столь хорошо закодированными и отработанными элементами бессознательного поведения, что у таких видов поведения нет уже никакой 'середины'. И если вы задержите человека посреди чего-то, не имеющего середины, то он останавливается. В этот момент вы можете сформулировать указания, как перейти из этого невозможного положения к желательным для вас реакциям.

Различие между рычагом и разрывом шаблона_- есть перцептуальное различие, касающееся гипнотизера. В случае рычага г создаете своими манерами некоторое необычное поведение, а затем связываете с этим поведением желательную для вас реакцию, как выход из положения рычага.

Разрыв шаблона означает, что вы находите в поведении клиента полную, цельную, повторяющуюся составляющую, а затем прерываете ее посередине. Поскольку она имеет в сознании статус цельной составляющей, у клиента нет программы перехода из ее середины к чему-то другому. И тогда я предоставляю такую программу.

Когда я подошел к Элу и спросил: 'Дадите вы мне вашу руку?', я не ждал сознательного ответа, я просто протянул мою руку и поднял его руку. Он мог бы опустить ее, сказав 'Нет'. Это возможно. Но в случае разрыва такая реакция невозможна, и это одно из различий между разрывами и рычагами. В случае рычага я создаю ситуацию, в которой человек попадает врасплох, оказавшись в необычном положении, вроде каталепсии. В случае разрыва у него нет никакого выбора, потому что это цельная составляющая поведения: вдруг он оказывается посередине процесса, и он не оканчивается.

Кевин: Как мне кажется, у всех присутствующих создалось предубеждение,